Cтраница 1
Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. [1]
Во-первых, и биологизм, и техницизм, и географизм тоже, по сути дела, являются попытками материалистического объяснения истории. [2]
Техницизм, подобно биологизму и психологизму, также в значительной степени возник как методологическая оппозиция историческому материализму, причем оппозиция весьма своеобразная. [3]
Современные критики Шпенглера нередко упрекают его в биологизме. Он, мол, увлекается витализмом и игнорирует социальные факторы. [4]
Примером художественного ( практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. [5]
Уорд, принимая многие положения Конта и Спенсера, вместе с тем отвергал свойственный Спенсеру биологизм и взгляд на развитие общества как на чисто естественный процесс. [6]
Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. [7]
Прогрессу, модной именно в либеральных кругах. Биологизм, даже в самом либеральном виде, - нет-нет да и показывал свои безжалостные зубы. Тенденция, которая - в подобном аспекте - не прорисовывалась еще так четко у Кондорсе, который, как помним, напротив, приветствовал прогнозируемое им в будущем бесконечное продление индивидуальной человеческой жизни. Здесь, как видим, идет уже прямая разминка с Кондорсе. [8]
Довольно распространена концепция демографического фатализма: все демографические проблемы исчезнут сами собой, поскольку человечество является саморегулирующей системой, способной управлять своей численностью. Согласно теории демографического биологизма, динамика численности населения подчиняется закону роста по логарифмической кривой. В начальный период темпы роста увеличиваются, затем после достижения некоторого значения начинают убывать, вплоть до нуля, по мере приближения к верхней асимптоте. Однако все последовавшие прогнозы численности населения, рассчитанные на основе данной теории, оказались несостоятельными. [9]
В этом направлении отчетливо прослеживается попытка соединения биологизма с психологизмом. [10]
Во всяком случае, по ряду вопросов он был ближе если не к букве, то к духу марксизма, чем ортодоксы типа Бухарина. Критика богдановских попыток соединения марксизма и эмпириокритицизма, его организационной теории, биологизма и тестологии достаточно освещена в литературе. [11]
Уже сами названия этих течений, широко употребляемых в философской литературе, - биологизм, географизм, психологизм, техницизм - свидетельствуют об их определенной односторонности, выпячивании, а то и абсолютизации ими какой-то одной стороны человеческой природы, какого-то одного элемента или условия жизни общества. Но поскольку эти стороны, элементы, условия действительно существуют и являются необходимым активным элементом социальной системы, то и рассматриваемые течения при всей их односторонности содержат в себе довольно значимое рациональное зерно. Именно оно и может внести достойную лепту в современный синтез социально-философского знания. [12]
Сам Адлер еще не отошел от позиций биологизма, близкого Фрейду, поскольку психика выступала для него в конечном счете как порождение и компенсация биология, неполноценности индивида; однако им были высказаны положения, послужившие развитию неофрейдизма, подчеркивавшего роль внешних ( социальных или культурных) факторов в формировании личности и включавших субъект в систему внешних отношений. [13]
Хорни, Г. С. Саллнван ( 1892 - 1949), Фромм и А. Кардииер - психологи ( кроме Фромма, социолога по образованию), первоначально примыкавшие к фрейдовской школе. Фромм) или культурного ( Кардпнер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из решающей роли среды как фактора, формирующего психологию. Центр тяжести исследований переносится с внутрппсихич. Так, отклоняется учение о цсихич. [14]
Первые зародыши интеллекта, как, например, скромные попытки пользования орудиями труда, зачатки вербальной коммуникации и выработка традиций, мы обнаруживаем у животных. Это помогает нам понять биологически и общественно обусловленные особенности человека и наивность антропоморфического способа мышления. Особые познавательные способности человеческого мозга, явно выраженный интерес к учебе ( например, любознательность - жажда знаний) и игре, общественный характер языка, традиций и труда - настолько характерные черты человека, что его автономия не может быть стерта никаким биологизмом. Эти закономерности, однако, не могут рассматриваться в отрыве от законов эволюции. [15]