Cтраница 3
В 1973 г. отмечалось 1000-летие со дня рождения великого среднеазиатского ученого, имя которого в центральных изданиях воспроизводится по традиции как Бируни, в среднеазиатских - Беруни. [31]
Среди комментаторов Аристотеля в первую очередь можно назвать Ибн 36 Сину и ал - БируниД До нас дошла переписка Ибн Сины и ал - Бируни в связи с комментированием сочинений Аристотеля. Она состоит из двух серий вопросов ал - Бируни и ответов Ибн Сины. Ал-Бируни подвергал сомнению и тезис Аристотеля о том, что тело, которому свойственно круговое движение, не может обладать ни тяжестью, ни легкостью, и брал под сомнение всю его космологическую систему. [32]
Царская медицина, Двенадцать книг по алхимии крупнейшего врача и химика средневекового Востока Мухаммеда бен - Закария Рази, Фармакогнозия ( 1048) среднеазиатского ученого-энциклопедиста Абу - р - Райхана ал - Бируни. [33]
Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме-отрывок из трактата Абд ар - Рахмана ал - Хазини Весы мудрости в кн.: Абу - р - Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал - Бируни. [34]
В средние века, в феодальную эпоху, вопросы происхождения подземных вод в большинстве случаев разрешались умозрительно, чисто схоластическим путем, и только в эпоху Возрождения в Западной Европе начинают появляться работы, представляющие собой развитие взглядов Поллио и Бируни. Мариоттом, которого часто не вполне справедливо считают создателем инфильтрационной теории. [35]
Бируни в своих исследованиях широко применял глубокий математический анализ и использовал естественноисторический подход к явлениям природы. [36]
Через два столетия Бируни из Хорезма, составляя Собрание сведений для познания драгоценностей, во многом избежал нелепой фантастики. Сочинение о минералах Ибн-Сины ( Авиценны), переведенное на латинский язык, вызвало в Европе интерес благодаря реальному изложению предмета. Тогдашний средневековый мир христианской догматики был уже захвачен созданной на Востоке магией камней. [37]
Балтийское море впервые упоминается в мусульманской историографии только в XI в. Среднеазиатский ученый-энциклопедист ал - Бируни ( 973 - 1048 гг.), описывая Окружающее море, говорит, что на севере, близ земли славян, от него отходит залив, называемый по имени одного из проживающих там народов Варяжским морем - бахр Варанк ( Бируни. Идриси называет много стран и городов, лежащих вдоль его берегов, - Булунийа ( Польша), Зувада ( Швеция), Финмар-ка ( Норвегия и Финляндия), Табаст ( область финского племени хяме, др. - рус. Астланда ( Восточная Прибалтика) ( Идриси. Однако сведения ал - Идриси о Прибалтике остались уникальными в арабо-персидской географии. По всей вероятности, это связано с тем, что ал - Идриси не привел названия моря. [38]
Среди своих предшественников ал - Бируни называет александрийского математика и астронома Менелая и ряд своих современников принадлежащих в основном к Багдадской школе: Санада ибн Али ( 1Хв) Юханну ибн Юсуфа ( Хв. Своим непосредственным предшественником ал - Бируни считает Ахмада ибн ал - Фадла ал - Бухари ( X в. [39]
Методам взвешивания и определения удельных весов посвящена значительная часть трактата ал - Хазини Весы мудрости. Ал-Хазини подробно излагает способы Мене-лая, ал - Бируня и его предшественники в странах ислама. [40]
Среди комментаторов Аристотеля в первую очередь можно назвать Ибн 36 Сину и ал - БируниД До нас дошла переписка Ибн Сины и ал - Бируни в связи с комментированием сочинений Аристотеля. Она состоит из двух серий вопросов ал - Бируни и ответов Ибн Сины. Ал-Бируни подвергал сомнению и тезис Аристотеля о том, что тело, которому свойственно круговое движение, не может обладать ни тяжестью, ни легкостью, и брал под сомнение всю его космологическую систему. [41]
Блестящим образцом кинематического исследования является описание движения Солнца в окрестности апогея и перигея в Каноне Масуда ал - Бируни. Рассматривая здесь движение точки по окружности, ал - Бируни подвергает его детальному математическому анализу. Ал-Бируни показывает, что две указанные выше точки, в которых скорость видимого движения совпадает со скоростью равномерного движения по эксцентрической орбите, являются точками максимума уравнения. Далее он показывает, что скорость видимого движения Солнца достигает в точках апогея и перигея максимума и минимума и что при перемещении от одного к другому наблюдается непрерывное возрастание и убывание скорости. [42]
Солнца в окрестности апогея и перигея в Каноне Мас уда ал - Бируни. Рассматривая это движение точки по окружности, ал - Бируни делает его объектом детального математического анализа. Мы не имеем данных о том, пользовался ли ал - Бируни в своем исследовании трактатом Ибн Корры. Возможно, что он получил свои результаты самостоятельным путем. Ал-Бируни показывает, что две указанные симметричные точки, в которых скорость видимого движения совпадает со скоростью равномерного движения по эксцентрической орбите, являются точками максимума уравнения. Далее он показывает, что скорость видимого движения Солнца достигает в апогее и перигее максимума и минимума и что при перемещении от одного к другому наблюдаются непрерывное возрастание и убывание ее. [43]
Среди комментаторов Аристотеля в первую очередь можно назвать Ибн Сину и ал - Бируни. До нас дошла переписка Ибн Сины и ал - Бируни в связи с комментированием сочинений Аристотеля. Она состоит из двух серий вопросов ал - Бируни и ответов Ибн Сины. [44]
Бируни пользовался специально сделанным отливным стаканчиком. Помимо определения удельных весов металлов и минералов, ал - Бируни с помощью специально сконструированного сосуда определил удельные веса ряда жидкостей. Он отмечает различие удельного веса холодной и горячей, пресной и соленой воды, указывает на связь плотности воды с ее удельным весом. [45]