Cтраница 4
Здесь необходимо ввести существенное уточнение. Если принять определение средства как проводника воздействий субъекта на предмет его деятельности, то упомянутые выше объекты как будто бы не могут быть отнесены к этому понятию. В самом деле, такие объекты представляются помещенными между субъектом и некоторым внешним объектом, подлежащим чувственному восприятию. При более пристальном рассмотрении, однако, оказывается, что это не так. [46]
Далее, тем самым завершается присущий буржуазной политической экономии фетишизм, который превращает общественный экономический характер, придаваемый вещам общественным процессом производства, в некий естественный характер, вытекающий из самой природы этих вещей. Так, например, определение средства труда суть основной капитал есть схоластическое определение, ведущее к противоречиям и путанице. При исследовании процесса труда ( Капитал, книга I, глава V) было показано, что от той роли, которую играют вещественные элементы в определенном процессе труда в каждом данном случае от их функции целиком зависит, выступают ли они в качестве средств труда, материала труда или продукта. Если этого нет, то они остаются средствами труда, но не становятся основным капиталом. Точно так же вспомогательные материалы, например, удобрения, если они передают свою стоимость тем же самым особым способом, как и большая часть средств труда, становятся основным капиталом, хотя они и не являются средствами труда. Здесь речь идет не о дефинициях, под которые могут быть подведены вещи. Речь идет об определенных функциях, которые получают свое выражение в определенных категориях. [47]
Далее, тем самым завершается присущий буржуазной политической экономии фетишизм, который превращает общественный экономический характер, придаваемый вещам общественным процессом производства, в некий естественный характер, вытекающий из самой природы этих вещей. Так, например, определение средства труда суть основной капитал есть схоластическое определение, ведущее к противоречиям и путанице. При исследовании процесса труда ( Капитал, книга I, глава V) было показано, что от той роли, которую играют вещественные элементы в определенном процессе труда в каждом данном случае от их функции целиком зависит, выступают ли они в качестве средств труда, материала труда или продукта. Если этого нет, то они остаются средствами труда, по не становятся основным-капиталом. Точно так же вспомогательные материалы, например, удобрения, если они передают свою стоимость тем же самым особым способом, как и большая часть средств труда, становятся основным капиталом, хотя они и не являются средствами труда. Здесь речь идет не о дефинициях, под которые могут быть подведены вещи. Речь идет об определенных функциях, которые получают свое выражение в определенных, категориях. [48]
Далее, тем самым завершается присущий буржуазной политической экономии фетишизм, который превращает общественный экономический характер, придаваемый вещам общественным процессом производства, в некий естественный характер, вытекающий из самой природы этих вещей. Так, например, определение средства труда суть основной капитал есть схоластическое определение, ведущее к противоречиям и путанице. При исследовании процесса труда ( Капитал, книга I, глава V) было показано, что от той роли, которую играют вещественные элементы в определенном процессе труда в каждом данном случае от их функции целиком зависит, выступают ли они в качестве средств труда, материала труда или продукта. Если этого нет, то они остаются средствами труда, но не становятся основным капиталом. Точно так же вспомогательные материалы, например, удобрения, если они передают свою стоимость тем же самым особым способом, как и большая часть средств труда, становятся основным капиталом, хотя они и не являются средствами труда. Здесь речь идет не о дефинициях, под которые могут быть подведены вещи. Речь идет об определенных функциях, которые получают свое выражение в определенных категориях. [49]
Далее, тем самым завершается присущий буржуазной политической экономии фетишизм, который превращает общественный экономический характер, придаваемый вещам общественным процессом производства, в некий естественный характер, вытекающий из самой природы этих вещей. Так, например, определение средства труда суть основной капитал есть схоластическое определение, ведущее к противоречиям и путанице. При исследовании процесса труда ( Капитал, книга I, глава V) было показано, что от той роли, которую играют вещественные элементы в определенном процессе труда в каждом данном случае от их функции целиком зависит, выступают ли они в качестве средств труда, материала труда или продукта. Точно так же вспомогательные материалы, например, удобрения, если они передают свою стоимость тем же самым особым способом, как и большая часть средств труда, становятся основным капиталом, хотя они и не являются средствами труда. Здесь речь идет не о дефинициях, под которые могут быть подведены вещи. Речь идет об определенных функциях, которые получают свое выражение в определенных категориях. [50]
Интересно, что в роли стимулов и стимульных средств выступают не только вещи, но и процессы. Здесь нет противоречия с определением средства деятельности вообще: речь идет не о самом средстве, а лишь о его материальной основе, опосредует деятельность управляющего субъекта не процесс как таковой, а скорее сам факт его наличия. Сошлемся на литературный пример, приводимый А. Н. Леонтьевым в контексте использования специальных психологических средств управления человеком процессами собственной памяти. [51]