Cтраница 1
Опричники, в большинстве худородные люди, набранные из средних слоев служилых людей, ставились не на место бояр, а против бояр; они могли быть по самому назначению своему не правителями, а только палачами земли. [1]
Опричники грабили храмы и частные дома, истребляли людей, подвергая их ужасным истязаниям. За это время в городе были убиты от 3 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий. Псков избежал страшной участи - его жители откупились от царевых слуг большими деньгами. Курцев, глава Посольского приказа И. Висковатый и др. В том же году дошла очередь и до самих организаторов опричнины: А. Вяземский и ряд других руководителей опричнины были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. [2]
Опричники бесчинствуют тайно, а мы сделаем их бесчинства публичными и открытыми. У нас бьют рабочих, отстаивающих свои права на лучшую жизнь, у нас бьют студентов, протестующих против произвола, у нас давят всякое честное и смелое слово. Демонстрация, в которой участвовали и рабочие, закончилась торжественной декламацией студента: падет произвол, и восстанет народ, могучий, свободный и сильный. [3]
Особенно страшной расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. Они взялись также исправлять нравы: новгородцы любили по праздникам выпить, но было объявлено, что пьянствовать нельзя. [4]
За мной, мои тиуны, опричники лит. [5]
Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было изводить государеву измену, причем определять измену должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. [6]
Итак, главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная этническая характеристика опричнины заключается в том, что и царь и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Сначала Иван, убивая тело, стремился также убить душу - тела рассекали на мелкие части, а в русском простонародном православии существовало и до сих пор существует предубеждение, что без тела покойник не может предстать на Страшном суде. Потом царь стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина. Более того, Грозный, по меткому замечанию А.М.Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. [7]
Курбский обладал незаурядным литературным талантом, он великолепно освоил средневековую риторику, любил острые каламбуры. Например, опричников Курбский называл кромешниками: ведь опричь и кроме - синонимы, а поскольку ад - это тьма кромешная, то опричники - адово воинство. Грозный был, пожалуй, талантливее как литератор. Он не хуже Курбского владел классическим стилем плетения словес, но при этом любил резко выйти за его рамки, смело вводил в свои послания наряду с обширными цитатами из Библии и отцов церкви просторечие и даже перебранку. [8]
Калинина, Юзовского района, Донецкого бассейна, шлем тебе горячий пролетарский привет и самые наилучшие пожелания в твоей работе по восстановлению и укреплению нашего народного хозяйства, которую вы безусловно проделаете во главе с Центральным Комитетом, сердцем Коммунистической партии и вождем рабочего класса. Мы учитываем проделанную вами работу за годы революции, где вы, как львы, дрались за интересы рабочих и крестьян, а также учитываем вашу борьбу в течение 25 лет, когда вы боролись за освобождение рабочих и крестьян еще небольшими группами, подчас в одиночку, за что вас награждали цари и его опричники виселицей и вечной ссылкой. Стоя на посту пролетарской революции, как часовые, знайте, что у вас есть подчаски - это рабочие и крестьяне, которые всегда в нужную минуту, на первый выстрел, будут в полном вашем распоряжении. [9]
Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины вцарствование Ивана IV ( истор. При помощи опричников Иван IV окончательно сложил крупных бояр-вотчинников и укрепил единую власть царя. Мы-де люди царские, опричники. [10]
Он решился поставить во главе войск опытного полководца, который часто бывал в опале - князя Михаила Ивановича Воротынского. Его командованию были подчинены и земские, и опричники; их объединили на службе и внутри каждого полка. [11]
Иной раз их даже не снимали, входя в церковь, что сурово осуждал в особой статье Стоглав, предписавший, во-первых, всем, начиная с царя, князей, бояр и прочих вельмож, снимать в церкви шапки, а во-вторых, чтобы тафьи... Но церковь оказалась бессильной перед модой: Иван Грозный и его опричники входили в церковь в тафьях. [12]
Выделенная Иваном Грозным во владение боярству часть Московского государства, с особым управлением, в противоп. Называют себя царскими людьми, мы-де люди царские, опричники. [13]
Их вооружение еще слабо, крайне слабо, их восстание еще по-прежнему частично, оторьано от связи с общим движением, но все же они делают шаг перед, они с громадной быстротой покрывают городские улицы десятками баррикад, они наносят серьезный ущерб поискам царизма, они защищаются отчаянно в отдельных домах. Вооруженное восстание растет и вглубь и вширь. Новые жертвы царских палачей - в Лодзи убито и ранено до 2000 чел. Новые вооруженные битвы показывают все нагляднее и нагляднее неизбежность решительной вооруженной борьбы народа с вооруженными силами царизма. Из отдельных вспышек все больше вырисовывается картина общероссийского разгорающегося пожара. Пролетарская борьба захватывает новые, наиболее отсталые районы, и опричники царя усердствуют на пользу революции, превращая экономические столкновения в политические, разъясняя рабочим везде и повсюду на их собственной судьбе безусловную необходимость свержения самодержавия, воспитывая из них будущих гсроеи и борцов народного восстания. [14]
Казнена была только верхушка опричников, да и то не вся. Например, Малюта Скуратов, самый страшный из них, уже после разгрома опричнины погиб на Ливонской войне. И хотя опричнина как институт была уничтожена, она не могла не оставить последствий. Кто-то из них был поверстан уже без всяких привилегий в служилое дворянство, кто-то пошел в монахи, кто-то - в приказы. И при этом бывшие опричники оставались самими собой: сохранив головы, они чувствовали и думали точно так же, как и до ликвидации опричнины. Кроме того, многие бояре, связанные так или иначе с опричниками, остались при дворе и у власти. [15]