Бланкист - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Сказки - это страшные истории, бережно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей. Законы Мерфи (еще...)

Бланкист

Cтраница 3


В статье Программа бланкистских эмигрантов Коммуны Энгельс подверг критике волюнтаристские концепции бланкистов, непонимание ими того, что победоносная революция возможна лишь в определенных условиях. Энгельс показал, что выдвинутое бланкистами положение об отказе от всяких компромиссов, о возможности, минуя промежуточные стадии развития, немедленно декретировать введение коммунизма на деле могут привести к поражению рабочих. Последователи Маркса, писал Энгельс, через все промежуточные станции и компромиссы, созданные не ими, а ходом исторического развития, ясно видят и постоянно преследуют конечную цель: уничтожение классов и создание такого общественного строя, при котором не будет места частной собственности на землю и на все средства производства ( см. настоящий том, с. Борьба за эту цель вовсе не означает отказа от использования пролетариатом в своих интересах мирных периодов общественного развития.  [31]

А мы, говорил Ленин, не бланкисты, не заговорщики.  [32]

Это - попытка, говорит он, разрушить бюрократически-военную машину, а не просто передать ее в другие руки. И он поет настоящую осанна руководимым прудонистами и бланкистами парижским геройским рабочим. Какая гибкость, - пишет он, - какая историческая инициатива, какая способность самопожертвования у этих парижан.  [33]

Оппортунисты Германии Бершнтейн и Фольмар давно называют Каутского и Бебеля бланкистами. Оппортунисты Франции Жорес и Мильеран давно обвиняют Геда и Лафарга в бланкизме и якобинстве. Несмотря на это, всему миру известно, что Бернштейн, Мильеран, Жорес и другие являются оппортунистами, что они изменяют марксизму, тогда как Каутский, Бебель, Гед, Лафарг и другие являются революционными марксистами. Европы и называют нас бланкистами.  [34]

И в то же время, однако, Энгельс неоднократно осуждал попытки людей, желавших быть левее или революционнее социал-демократии, внести в программу рабочей партии прямое признание атеизма в смысле объявления войны религии. В 1874 году, говоря о знаменитом манифесте беглецов Коммуны, бланкистов, живших в качестве эмигрантов в Лондоне, Энгельс трактует как глупость их шумливое провозглашение войны религии, заявляя, что такое объявление войны есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить действительное отмирание религии. И в 1877 году в Анти-Дюринге, беспощадно травя малейшие уступки Дюринга-философа идеализму и религии, Энгельс не менее решительно осуждает якобы революционную идею Дюринга о запрещении религии в социалистическом обществе.  [35]

Что же сделала Коммуна, большинство которой состояло именно из этих бланкистов. Во всех своих прокламациях к населению французской провинции она призывала его объединить все коммуны Франции с Парижем в одну свободную федерацию, в одну национальную организацию, которая впервые действительно должна была быть создана самой нацией. Именно та угнетающая власть прежнего централизованного правительства, армия, политическая полиция, бюрократия, которую Наполеон создал в 1798 г. и которую с тех пор каждое новое правительство перенимало, как желательное орудие, и использовало против своих противников - именно эта власть должна была пасть всюду во Франции, как пала она уже в Париже.  [36]

Однако выдвинутая им тактика заговоров была ошибочной и приводила к провалу организованных бланкистами выступлений.  [37]

И как он повел себя, когда это безнадежное, по его собственному сентябрьскому заявлению, дело стало осуществляться в марте 1871 года. Может быть, Маркс использовал это ( как Плеханов декабрьские события) только для ущемления своих врагов, прудонистов и бланкистов, руководивших Коммуной. Может быть, он стал брюзжать, как классная дама: я говорил, я предупреждал, вот вам ваша романтика, ваши революционные бредни.  [38]

Между тем, мне кажется, он слишком поглощен политикой, что может кончиться плохо, так как друзья его сплошь бланкисты.  [39]

Демулен ( Desmoulins), Камилль ( 1760 - 1794) - деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в. Дерер ( Dereure), Симон ( 1838 - 1900) - деятель французского рабочего движения, по профессии сапожник, бланкист, член Интернационала, делегат Базельского ( 1869) и Гаагского ( 1872) конгрессов Интернационала, член Генерального Совета, избранного Гаагским конгрессом; входил в редакцию Marseillaise; член Парижской Коммуны, после подавления Коммуны эмигрировал в США; с 1882 г. - член французской Рабочей партии.  [40]

Интернационала, чем другие: европейская реакция только и жаждала удобного случая, чтобы броситься на Интернационал и раздавить его своим огромным перевесом сил. И действительно, Маркс потому и хотел перенести местопребывание Генерального Совета из Лондона в другое место, что опасался, как бы бланкисты не захватили дела в свои руки. С этой целью он избрал Нью-Йорк.  [41]

Имеется в виду неудачная попытка бланкистской боевой организации, возглавленной самим Бланки, поднять 14 августа 1870 г. в Париже восстание, захватив казарму в рабочем районе Ла Виллет. В этом выступлении, проведенном без соответствующей подготовки, и после того, как волнения 7 - 9 августа уже улеглись, проявились свойственные бланкистам черты сектантства и волюнтаризма.  [42]

Современные буржуазные фальсификаторы и ревизионисты особенно изощряются в своих попытках нарушить, подорвать единство, цельность марксистско-ленинскою учения, противопоставляя Ленина Марксу, ленинизм - марксизму. Они стараются представить Маркса как объективиста, будто бы полагавшегося на стихийный ход истории, эволюционное превращение капитализма в социализм; Ленина же, в противовес Марксу, рисуют как субъективиста, бланкиста, волюнтариста, якобы считавшего, что революционные насильственные действия небольшой заговорщической группы являются основной движущей силой исторического процесса. Это ложное истолкование марксизма и его высшего этапа - ленинизма не имеет ничего общего с действительностью и представляет собой злостную клевету на марксизм-ленинизм.  [43]

В Введении к Гражданской войне во Франции, написанном в 1891 г., Энгельс особо подчеркнул, что Парижская Коммуна была по своему существу диктатурой пролетариата. Касаясь уроков первого в истории рабочего правительства, Энгельс показывает, что его слабость заключалась в том, что оно состояло из представителей двух течений тогдашнего французского рабочего движения - прудонистов и бланкистов, не было вооружено подлинно революционной научной теорией. Необходимость такой теории, обреченность на практике любых форм утопического социализма подтверждались всем ходом классовой борьбы, теми ошибками руководства Коммуны, которые значительно облегчили действия контрреволюции.  [44]

Перед разлукой они, по-видимому, не раз обсуждали одну из насущных проблем французского рабочего движения - необходимость установления его единства, препятствием которому служила сектантская позиция представителей обоих главных течений - как прудонистов, так и бланкистов.  [45]



Страницы:      1    2    3    4