Cтраница 1
Фмтическая загрузка студентов определяется объемом зада-ний, выдаваемых студентам в ходе семестра. [1]
Изучается внеурочная загрузка студентов. [2]
Это приводит к возрастанию загрузки студентов и снижению качества их подготовки. [3]
Обращает на себя внимание тот факт, что загрузка студентов учебной работой в различных высших учебных заведениях, на различных курсах и в различные периоды учебного года далеко не одинакова. На это, в частности, настойчиво указывают преподаватели Московского энергетического института, где не раз проводилось изучение бюджета времени и загрузки студентов. Напрашивается вывод о том, что общей для всех высших учебных заведений и всех курсов обучения нормы загрузки студентов самостоятельной работой устанавливать нельзя. Чем больше недельная загрузка по расписанию, тем меньше остается времени на самостоятельную работу; в то же время, чем сложнее специальность, тем больше времени должно отводиться на внеаудиторную работу, хотя при этом и на аудиторные практические занятия, очевидно, должна падать увеличенная доля времени. Опыт работы отдельных высших учебных заведений с весьма сложной программой подтверждает это. [4]
Расчетные значения индивидуально-нормированных коэффициентов позволяют ведущим преподавателям планировать индивидуальную загрузку студентов по своим дисциплинам без ущерба для изучения других дисциплин. [5]
Высшие учебные заведения все время изыскивают возможности для разгрузки студентов от учебной работы: домашние задания освобождаются от малоценных элементов, выявляются задания, относящиеся к различным дисциплинам, но в какой-то мере дублирующие друг друга, что дает возможность сохранить их по одной дисциплине; достигается большая согласованность всех программ, в конечном счете определяющих общий объем загрузки студентов учебной работой. Одновременно совершенствуются методы самостоятельной работы, в особенности за счет использования вычислительной техники, что, в свою очередь, дает большую экономию во времени. При этом, как правило, высшие учебные заведения избегают увеличения установившегося ранее в их практике времени на самостоятельную работу, считая в большинстве случаев, что в распоряжении студентов непременно должна оставаться значительная часть времени, которая может ими использоваться по собственному усмотрению, в соответствии с их научными и общекультурными интересами. Это вполне естественно и подтверждается всем опытом работы советской высшей школы, ориентирующейся на сознательность и самостоятельность студентов в учебной работе. [6]
Структура подготовки в пределах трех циклов обучения отличается большим разнообразием в различных учебно-исследовательских единицах, причем во всех случаях связана с получением целого ряда дипломов и свидетельств. Недельная загрузка студентов на первом и втором циклах обучения составляет до 20 часов, время самостоятельной работы обычно не планируется. Для второго цикла характерно наличие некоторых курсов по выбору, хотя и в меньшем количестве, чем в США. [7]
Нельзя сказать, что студенты на младших курсах в течение семестра не занимаются или занимаются от случая к случаю. Загрузка студентов младших курсов, особенно 1-го, такова, что они заняты выполнением домашних заданий значительно большее время, чем студенты старших курсов. Дело заключается в том, что выполняют они, в основном, многочисленные задания расчетного или графического характера, не требующие, как правило, упорного и систематического изучения теоретического материала. Такое положение нередко приводит к тому, что незнание именно теоретического материала является причиной неудовлетворительной оценки на экзамене. [8]
Качество образования во многом определяется рациональным планированием учебного процесса как в отношении загруженности студента, так и преподавателя. Однако, если загрузка студента регламентируется государственным образовательным стандартом ( ГОС), то загрузка преподавателя при стабильной общей численности ППС вуза определяется суммарной трудоемкостью реализации всех профессиональных образовательных программ ( ПрОП) вуза. [9]
В Московском энергетическом институте, например, по записям студентов систематически изучают фактическую затрату времени на самостоятельную работу по отдельным заданиям и по дисциплине в целом. Результаты обработки этих данных при известном критическом подходе к ним несомненно позволяют следить за изменением загрузки студентов. [10]
Обращает на себя внимание тот факт, что загрузка студентов учебной работой в различных высших учебных заведениях, на различных курсах и в различные периоды учебного года далеко не одинакова. На это, в частности, настойчиво указывают преподаватели Московского энергетического института, где не раз проводилось изучение бюджета времени и загрузки студентов. Напрашивается вывод о том, что общей для всех высших учебных заведений и всех курсов обучения нормы загрузки студентов самостоятельной работой устанавливать нельзя. Чем больше недельная загрузка по расписанию, тем меньше остается времени на самостоятельную работу; в то же время, чем сложнее специальность, тем больше времени должно отводиться на внеаудиторную работу, хотя при этом и на аудиторные практические занятия, очевидно, должна падать увеличенная доля времени. Опыт работы отдельных высших учебных заведений с весьма сложной программой подтверждает это. [11]
Однако следует заметить, что кафедрам не всегда удается успешно решать задачи, связанные с определением содержания подготовки специалистов и построением учебных курсов. Под давлением огромного фактического материала при недостаточной обобщающей научной работе кафедр нередко разбухают учебные программы, а вслед за этим, естественно, увеличивается объем учебников, учебных пособий и лекционных курсов. Растет загрузка студентов обязательными учебными занятиями и домашними заданиями. Кафедры добиваются увеличения числа часов, отводимых учебными планами на изучение обязательных дисциплин. Учебный процесс в этих случаях переполняется не-достаточно научно проверенными данными, носящими порою рецептурный характер, следовательно, имеющими временное, пре-ходящее значение. [12]
Многие высшие учебные заведения давно ведут работу по изучению бюджета времени студентов. Баумана и Московский авиационный институт используют результаты этого изучения для регулирования загрузки студентов обязательными учебными занятиями и обязательными видами самостоятельной работы. Но вузы в сущности пока имеют лишь фотографию распределения времени студента. Еще нет глубокого прбникно ве: - ния в особенности организации студенческой работы и быта. Распорядок дня студентов не всегда строится с научно обоснованным чередованием труда, отдыха, физической культуры и спорта. Исследования особенностей организации студенческой работы, очевидно, должны быть более многосторонними и проводиться с участием психологов, педагогов, физиологов, врачей, гигиенистов, специалистов по физической культуре и других ученых. Их выводы могут послужить достаточно широкой основой как для практических целей, так и для расширения исследований о научной организации учебного процесса, которая обеспечивается, прежде всего, строгим планированием учебного процесса и получает свое выражение в учебном плане, учебных программах, расписании учебных занятий и графиках самостоятельной работы. [13]
В английских вузах еще более краткий, чем в вузах США, срок обучения по большинству специальностей и менее широкий профиль подготовки. Если учесть при этом примерно равную американской продолжительность учебного года, невысокую загрузку студентов аудиторными занятиями ( не более 16 часов в неделю), свободное посещение лекций, легко себе представить, что уровень подготовки английских студентов оставляет желать много лучшего. В английском высшем образовании нет, как в США, определенной установки на формирование эмбрио-специалиста, и студенты получают некоторую специализацию в определенной области. Но ввиду краткого срока обучения и уровень специализации оказывается довольно низким, и общенаучная база, на которой основывается специальная подготовка, явно неадекватна. [14]
Обращает на себя внимание тот факт, что загрузка студентов учебной работой в различных высших учебных заведениях, на различных курсах и в различные периоды учебного года далеко не одинакова. На это, в частности, настойчиво указывают преподаватели Московского энергетического института, где не раз проводилось изучение бюджета времени и загрузки студентов. Напрашивается вывод о том, что общей для всех высших учебных заведений и всех курсов обучения нормы загрузки студентов самостоятельной работой устанавливать нельзя. Чем больше недельная загрузка по расписанию, тем меньше остается времени на самостоятельную работу; в то же время, чем сложнее специальность, тем больше времени должно отводиться на внеаудиторную работу, хотя при этом и на аудиторные практические занятия, очевидно, должна падать увеличенная доля времени. Опыт работы отдельных высших учебных заведений с весьма сложной программой подтверждает это. [15]