Cтраница 1
Часть богомилов пошла на сотрудничество с господств, классом. [1]
Верховный жрец языческий Богомил, которого новгородцы за красноречие прозвали соловьем, собирает толпы, проповедует, запрещает покоряться Добрыне. [2]
Михаил Пселл пишет далее, что богомилы разделяются на посвященных и непосвященных. Первые на своих собраниях добиваются разного рода демонических видений. При этом, как указывал византийский ученый, они поедают человеческие экскременты, предаются оргиям, волх-вованиям, детоубийству. [3]
В этот период складывается единая организация богомилов. [4]
Прежде всего обращает на себя внимание глубокая враждебность богомилов православию: они отрицают вез церковные таинства ( особо резко выступая против таинства крещения и евхаристии), выступают против поклонения кресту, который кощунственно называют виселицей и на своих собраниях подвергают всяческим поношениям и надругательствам, отрицают святость икон. Характерным было отрицание богомилами свободы воли человека; если души лучших людей сотворены Богом, то как они могут ввергнуться во зло. Соответственно: должны быть души, сотворенные Богом и сотворенные дьяаолом. [5]
Здесь следует хотя бы в общих чертах рассмотреть историю богомилов, чья проповедническая деятельность наряду с деятельность западных ( испанских) манихеев привела к быстрому распространению дуалистических ересей в Европе. [6]
Прежде всего обращает на себя внимание глубокая враждебность богомилов православию: они отрицают вез церковные таинства ( особо резко выступая против таинства крещения и евхаристии), выступают против поклонения кресту, который кощунственно называют виселицей и на своих собраниях подвергают всяческим поношениям и надругательствам, отрицают святость икон. Характерным было отрицание богомилами свободы воли человека; если души лучших людей сотворены Богом, то как они могут ввергнуться во зло. Соответственно: должны быть души, сотворенные Богом и сотворенные дьяаолом. [7]
Левицкий в своей фундаментальной статье, посвященной истории богомилов. [8]
Спиоднк царя Борта, Беседа пресвитера Козьмы, трактат Евфп-мия Ли пшена Против богомилов. [9]
Главное в богомильском учении, конечно, его последовательный дуализм, однако в отличие от традиционного манихейства здесь до чрезвычайности усилен момент почитания дьявола и демонов. Гностический Демиург - посредник между Богом и миром, творец материального мири, к которому Бог дуалистов не можег быть причастен - прямо называется богомилами Сатанаилом. Сатанаилу следует воздавать почтение, как творцу и хозяину жизни. Причем богомилы договариваются до того, что называют Сатанаила источником всех благ, вред же человеку приносит бог из зависти к Сатанаилу. [10]
БОГОМИЛЬСТВО - широкое антифеод, еретич. Название ереси происходит от имени ее полулегенд, основателя попа Богомила. [11]
Главное в богомильском учении, конечно, его последовательный дуализм, однако в отличие от традиционного манихейства здесь до чрезвычайности усилен момент почитания дьявола и демонов. Гностический Демиург - посредник между Богом и миром, творец материального мири, к которому Бог дуалистов не можег быть причастен - прямо называется богомилами Сатанаилом. Сатанаилу следует воздавать почтение, как творцу и хозяину жизни. Причем богомилы договариваются до того, что называют Сатанаила источником всех благ, вред же человеку приносит бог из зависти к Сатанаилу. [12]
Конечно, и до христианства были и образцы дикости, разврата, жестокости и безчеловечности. Но такого мракобесия, зверств, войн, крестовых походов и жесточайших преступлений против человечества, которое сотворило христианство, человечество не знало. Всю свою историю христиане только тем и занимались, что кого-нибудь резали: католики резали то альбигойцев, то протестантов, православные - то павликиан, то богомилов. [13]
Учение богомилов в значит, мере явилось развитием дуалистич. Церковь, ее служители, богослужения и все внешние атрибуты христ. [14]
Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Христос был лже - Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый но воплощался и пе сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани - параклет ( утешитель) - главный из посланцев царства света. Рима на Западе и Китая на Востоке. Мапихейскоо учение о дуализме добра и зла развивали в Европе папликиане ( см. Павли-киат иию), богомилы, катары, альбигойцы, молокане, а на Востоке - перс, маздакиты. [15]