Cтраница 1
Православные богословы постоянно утверждали, что смысл иконы или церковной фрески состоит не в воспроизведении окружающего материального мира, а в выходе за его пределы в мир иной, потусторонний, горний 9 т.е. сверхчувствительный. Русский православный богослов Павел Флоренский писал: Глубоко ложно то современное направление, по которому в иконописи надлежит видеть древнее художество, живопись. [1]
Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают религию. [2]
Мень не был ортодоксальным православным богословом. В его работах довольно сильно стремление преодолеть узость одностороннего конфессионального истолкования религиозного учения, попытаться дать концепцию религии с общечеловеческих позиций. Поэтому в его концепции религиозный опыт - это не только опыт христиан, а опыт всех верующих людей, это - общечеловеческий опыт Встреча с Богом, подчеркивает он, происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо ( Там же, С. [3]
Эта связь, по мнению православного богослова, органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. Не естественно ли признать, что подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же время превосходящей реальности ( Тамже, С. [4]
Все разновидности суррогатного материнства единодушно отвергаются всеми православными богословами. [5]
Факт, что церковь является социальной организацией, признают и православные богословы и католические теологи. Но для них важнее, что она является трансцендентным образованием. [6]
Православные богословы постоянно утверждали, что смысл иконы или церковной фрески состоит не в воспроизведении окружающего материального мира, а в выходе за его пределы в мир иной, потусторонний, горний 9 т.е. сверхчувствительный. Русский православный богослов Павел Флоренский писал: Глубоко ложно то современное направление, по которому в иконописи надлежит видеть древнее художество, живопись. [7]
Соответственно, в движении богословской мысли произошла смена вех: основное внимание православные богословы обращают на размышления о мистической стороне сознания и поведения субъектов веры. Ключевой темой становится преображение человеческой природы и ее приобщение к божественной - обожение. [8]
Вторичное бытие распалось на составные части, в том числе и материальный мир, лишенный смысловой связи. Эта точка зрения была оценена отрицательно не только православными богословами, но и сторонниками обновления христианства. [9]
Вторичное бытие распалось на составные части, в том числе и материальный мир, лишенный смысловой связи. Эта точка зрения была оценена отрицательно не только православными богословами, но и сторонниками обновления христианства. [10]
Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом религия с позиции теологии получает наДприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Характерной для богословско-теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня. [11]
Пасха - это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Поскольку идея воскресения является центральной в христианстве, постольку и посвященному этому событию празднику отводится центральное место. Православные богословы называют его праздником праздников и торжеством из торжеств. Этот праздник отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для исчисления для празднования пасхи составляются специальные таблицы - пасхалии. [12]
Христианское богословие утверждает, что церковь - это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает крупнейший русский религиозный философ В. С. Соловьев, Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия ( Соловьев В. С. Духовные основы жизни. В связи с этим православные богословы и католические теологи стремятся подчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации. Церковь - это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живое существо, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющий божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, - утверждает православный богослов А. В. Карташов ( Карта-шов А. В. Православие - свет истинный опровержения безбожия. [13]
Они почти ровесники ( Флоренский родился в 1882 г.), но Флоренскому не удалось сполна раскрыть свои дарования. В том же году, когда Вейль покинул Германию, Флоренский был арестован и отправлен в Сибирь, а в 1937 г. его жизнь была насильственна прервана. Как и Вейль, Флоренский интересовался и занимался многими областями науки, им обоим было присуще глубокое понимание языка, как человеческого, так и научного, их объединяли математическое образование и литературный талант, и, наконец, оба они пришли к теологическим проблемам. Но если Вейль шел к ним, исходя из своего математического опыта, твердо стоя на территории освоенной наукой, и лишь заглядывая в область трансцендентного бытия, то для Флоренского, одного из крупнейших православных богословов, истина Откровения была, конечном, центром, вокруг которого кристаллизовались его занятия отдельными науками и попытки соединить их в единое целое. Естественно, что и его гносеологические выводы были совсем другими: Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом и субъектом. [14]
Христианское богословие утверждает, что церковь - это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает крупнейший русский религиозный философ В. С. Соловьев, Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия ( Соловьев В. С. Духовные основы жизни. В связи с этим православные богословы и католические теологи стремятся подчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации. Церковь - это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живое существо, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющий божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, - утверждает православный богослов А. В. Карташов ( Карта-шов А. В. Православие - свет истинный опровержения безбожия. [15]