Cтраница 1
Христианское богословие связывает понятие А. Для Григория Нисского Бог вне и выше мира, однако несамостоятельность и несамодостаточность бытия тварных вещей подразумевает невозможность полностью отделить мир от Бога. Мир существует и стоит только потому, что художественная и премудрая Божия сила, проницая собою каждое из существ, содержит и устрояет его. [1]
Христианское богословие утверждает, что церковь - это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает крупнейший русский религиозный философ В. С. Соловьев, Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образуют единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия ( Соловьев В. С. Духовные основы жизни. В связи с этим православные богословы и католические теологи стремятся подчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации. Церковь - это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живое существо, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющий божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости, - утверждает православный богослов А. В. Карташов ( Карта-шов А. В. Православие - свет истинный опровержения безбожия. [2]
Современное христианское богословие пытается представить религию в качестве универсального средства разрешения всех социальных проблем. При этом одним из самых характерных приемов является утверждение, что хотя сам по себе технический прогресс является злом, но зло это происходит от неверия в бога. В сочетании же с христианским положением о примате божественного начала во всяком творении этот же технический прбгресс может оказаться добром. [3]
Начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов ( церк. Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-н. [4]
Те ма труда оказывается одной из центральных тем современного христианского богословия. [5]
Будучи сторонником августинианст-ва, обновленного за счет усвоения христианским богословием аристотелевского и араб, наследия ( разделял восходящие к Ибн Гебиролю и Ибн Сине концепции всеобщего гилеморфизма и множественности субстанциальных форм), во многом инициировал стиль фи-лос. [6]
Учение Маркиона не могло победить, но влияние его, особенно на христианское богословие, было велико. В связи с его критикой Ветхого завета в ряд христианских сочинений были внесены изменения. И кто знает, сколько в посланиях апостола Павла сохранилось фраз, вставленных туда еретиком Маркионом... Попытка Маркиона отобрать из массы христианских книг истинные должна была подтолкнуть христианских деятелей к тому, чтобы выработать и согласовать список священных писаний, определить возможность их использования во время моления в церквах или в домашнем чтении верующих. Вряд ли идея создания канона принадлежала именно Маркиону. Она витала в воздухе, поскольку в богословских и этических спорах христиане ссылались на разные сочинения, именно их почитая истинными. Но Маркион был, несомненно, одним из первых, кто практически попытался осуществить составление канона и тем самым побудил своих противников сделать то же, но с других идейных позиций. [7]
Важнейшим моментом философского учения Ибн Сины является его пересмотр традиционного толкования об исключительно волевой природе сотворения Богом мира ( догмат креацинизма), выступающего основным постулатом как в исламском, так и христианском богословии. По учению Авиценны в сотворенном мире опредмечивается не столько волевая, сколько интеллектуальная потенция Бога, поэтому через познание мира и самого себя открывается путь познания Бога и спасения. [8]
Огласительное ( катехизическое) училище, существовавшее под руководством христианских учителей ( дида-скалов) в Александрии Египетской во 2 - 4 вв. Оригена, при котором складывалась система преподавания: на 1 - й ступени изучались грамматика, диалектика, логика, геометрия, астрономия, естествознание, вероятно, пифагорейская теория чисел, на 2 - й - философия и лишь затем - христианское богословие и Священное Писание. [9]
В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. [10]
Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица ( личности) - Отец, Сын, Святой Дух - объединенных единой божественной сущностью ( природой) и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует не смешивать лиц и не разделять сущности. Бог-Сын воплощается в человеческую природу ( вочеловечивается) и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и ( с Его помощью) очищение и преображение свое й ( греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако ( в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность ( духовное я) бессмертны. [11]
Минуций Феликс был известным адвокатом; огромной эрудицией обладал Климент Александрийский, выходец из аристократической семьи, до своего обращения в христианство занимавшийся философией; епископ Карфагена Киприан был учителем красноречия... Александрии была создана школа христианского богословия, во главе которой одно время стоял Климент, а затем Ориген. [12]
Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, изгнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе. Развивались в эту эпоху и крупные просветительные центры, которые возникли ранее, например школа христианского богословия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. [13]