Cтраница 1
Богостроительство - религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905 - 07 ( Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.; одно время к богостроителям примыкал Горький ( Исповедь, 1907; Разрушение личности, 1909), но под воздействием Ленина порвал с В. [1]
Богостроительство - религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905 - 07 ( Луначарский, В. [2]
Богостроительство - враждебное марксизму религиозно-философское течение, которое возникло в период столыпинской реакции среди части партийных интеллигентов, отошедших от марксизма после поражения революции 1905 - 1907 годов. Базаров и другие) проповедовали создание новой, социалистической религии, пытаясь примирить марксизм с религией. [3]
Богостроительство - религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905 - 07 ( Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.; одно время к богостроителям примыкал Горький ( Исповедь, 1907; Разрушение личности, 1909), но под воздействием Ленина порвал с В. [4]
А богостроительство не есть ли худший вид самоопле-вания. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо деяний как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем созерцает-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего я, обожествляемые богостроительством. [5]
Так называемое богостроительство, как литературное течение, и вообще, привнесение религиозных элементов в социализм, - является результатом ненаучного и потому вредного для пролетариата толкования основ марксизма. БК подчеркивает, что марксизм сложился и выработался в определенное мировоззрение не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате беспощадной борьбы с ними. [6]
Ленин критикует богостроительство Луначарского, указывая, что его утверждение социализм есть религия является формой перехода от социализма к религии. [7]
Богостроители, богостроительство - враждебное марксизму религиозно-философское течение, которое возникло в период столыпинской реакции среди части партийных интеллигентов, отошедших от марксизма поело поражения революции 1905 - 1907 годов. Базаров и другие) проповедовали создание новой, социалистической религии, пытаясь примирить марксизм с религией. [8]
Реакционная сущность богостроительства вскрыта Лениным в книге Материализм и эмпириокритицизм ( см. Сочинения, 5 изд. [9]
Несколько слов о моем богостроительстве. [10]
Совещание расширенной редакции Пролетария осудило богостроительство и в особой резолюции заявило, что большевистская фракция ничего общего не имеет с подобным извращением научного социализма. Реакционная сущность богостроительства вскрыта Лениным в книге Материализм п эмпириокритицизм ( см. Сочинения, 5 изд. Горькому за февраль-апрель 1908 и ноябрь - декабрь 1913 года. [11]
Потресов оговорился, что он богостроительства сейчас не касается. Вот этим-то и отличается беспринципный и обывательский публицист Потресов от Каутского. Каутский ни о богостроительстве махистов, ни о богомольных веховцах и не знал и потому мог говорить, что не всякий махизм - идеализм. Потресов это знает и, не касаясь главного ( для того, кто смотрит г / зко-публицистически, главного), лицемерит. Объявляя борьбу с махизмом частным делом, г. Потресов и иже с ним становятся в общественно-политическом смысле пособниками веховцев. [12]
Ленин имеет в виду так называемое богостроительство, враждебное марксизму религиозно-философское течение, которое возникло в период реакции среди части партийных интеллигентов, отошедших от марксизма после поражения революции 1905 - 1907 годов. Базаров и другие) проповедовали создание новой, социалистической религии, пытаясь примирить марксизм с религией. [13]
Но столь же нарочито-расплывчато, злостно-неопределенно словечко богостроительство, кричат Максимов и Луначарский. Череванина можно прикрыть, написав оговорочку; чем же Луначарский хуже Череванина и Потресова. И Луначарский с Максимовым сочиняют оговорочку. [14]
Ленин в письме А. М. Горькому вскрылагт реакционную сущность богостроительства и подвергает критике взгляды Горького по этому вопросу. [15]