Cтраница 1
Боженька, маленький, Плакал на завалинке От горя. [1]
А боженька в хате Все теребит мати, Есть хочет. [2]
А маленький боженька, Подобравши ноженьки, Ест кашу. [3]
Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще - архипошлый идеалистический вздор. [4]
Научный атеизм отвергает всякую прпытку наделить природу тем, чего в ней нет, примысливать к ней боженьку. Опираясь на марксистско-ленинскую философию, он отрицает религиозную интерпретацию взаимоотношений природы и человека, попытки идеалистов-философов, теологов и мистиков спекулиро - вать на проблемах экологического кризиса. [5]
Как видно из письма Ленина А. И. Ульяновой-Елизаровой от 6 ( 19) декабря 1908 года, первоначальное выражение в рукописи: Луначарский даже примыслил себе боженьку было смягчено по цензурным условиям. [6]
Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные идейные костюмы идея боженьки. Католический поп, растлевающий девушек ( о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете), - гораздо менее опасен именно для демократии, чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, осудить его ни один хрупкий и жалостно шаткий обыватель не согласится. [7]
Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства ( всякий боженька есть труположство - будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построясмый боженька, все равно), - а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем. [8]
Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой выражает согласие на смягчение тона по отношению к Базарову и Богданову и возражает против смягчения выражений по отношению к Юшкевичу и Валентинову в книге Материализм и эмпириокритицизм; сообщает, что согласен на замену слов поповщина, примыслил боженьку и др. лишь при ультимативном требовании издателя по цензурным соображениям. [9]
Пешехоновы - первые ласточки начинающейся общественной реакции в русском крестьянство. Боженька послал на землю Пешехоновых, чтобы наглядно пояснить марксистское положение о двуликой природе всякого мелкого производителя. У крестьянина есть рассудок и предрассудок, есть революционные способности человека эксплуатируемого и реакционные вожделения хозяйчика, желающего получить, а не отдать. Пешехоновы - идейные выразители реакционных сторон крестьянского хозяйчика. Пешехоновы - созерцатели задней - русского мужичка. Пешехоновы - идейно делают ту самую работу, которую гг. Гурко и Стишинские делают грубо-материально, подкупая крестьянских буржуа продажей удельных и казенных земель. [10]
В рукописи это выражение упоминалось в следующей фразе: Мыслить и примыслить люди могут себе всяческий ад, всяческих леших. Луначарский даже примыслил себе боженьку. Ты выкинула, что Чернов более честный противник, чем они, и это очень жаль. [11]
Вот a peu pres картина мира по Логике Гегеля, - конечно, минус боженька и абсолют. [12]
Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные идейные костюмы идея боженьки. Католический поп, растлевающий девушек ( о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете), - гораздо менее опасен именно для демократии, чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, осудить его ни один хрупкий и жалостно шаткий обыватель не согласится. [13]
Не раз и на Капри и после я Вам говорил: Вы даете себя окружить именно худшим элементам буржуазной интеллигенции и поддаетесь на ее хныканье. Вопль сотен интеллигентов по поводу ужасного ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские ( и другие кадетские) заговорщики, этого голоса 13ы не слышите и не слушаете. Вполне понимаю, вполне, вполне понимаю, что так можно дописаться не только до того, что-де красные такие же враги народа, как и белые ( борцы за свержение капиталистов и помещиков такие же враги народа, как и помещики с капиталистами), но и до веры в боженьку или в царя-батюшку. [14]
Шулъце-Геверница Die deutsche Kreditbank ( Немецкий кредитный банк) Ленин дает в Тетрадях по империализму ( Сочинения, 4 изд. Ленин писал об авторе: Всюду ( passim), везде у Шульце-Геверница тон ликующего германского империализма, торжествующей свиньи... При критическом разборе другой работы Шульце-Геверница: Britischer Impe-rialismus und englischer Freihandel zu Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts ( Британский империализм и английская свободная торговля начала XX века) Ленин так охарактеризовал автора: Величайший мерзавец, пошляк, кантианец, за религию, шовинист, - собрал некоторые очень интересные факты об английском империализме и написал бойкую, не скучную книгу. Награбили, гг. англичане, дайте и нам пограбить, освятив грабеж Кантом, боженькой, патриотизмом, наукой вот суть позиции сего ученого. [15]