Cтраница 1
Патриарх Никон, Исправление богослужебных книг и обрядов. Патриарх Никон происходил из крестьян Нижегородского края40; в 1646 г., будучи игуменом одного из северных монастырей, он приехал в Москву, где встретился с Алексеем Михайловичем и произвел на благочестивого молодого царя сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника; царь настоял на том, чтобы Никон пере - Тпел в Москву, где он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря. Он часто виделся и говорил с царем, который все больше и больше привязывался к своему наставнику и со-бинному другу. В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652 г., по смерти, патриарха Иосифа, Никон, по желанию и по усиленной просьбе царя, стал патриархом Московским и всея России. Царь питал к нему искреннюю симпа - тию, глубочайшее уважение и беспредельное доверие; он почтил Никона титулом великого государя, а уезжая на войну с Речью Посполитой ( в 1654 г.), он поручил патриарху все управление государством и попечение ад царской семьей. Никона в глазах царя. Никон успел осуществить-свою знаменитую церковную реформу, которая повела к расколу в русской церкви. [1]
Патриарх Никон, пользовавшийся благодаря преданности ему царя фактически почти верховною властью, по собственному сознанию своих прав к преимуществ был в нашей истории главным и, к счастью, единственным значительным представителем клерикализма, за что он по недоразумению и превознесен своим католическим биографом ( Пальмером), который не сообразил, что превращение московского патриарха в какого-то восточного quasi-nany сделало бы вполне невозможным какое бы то ни было сближение России и Востока с настоящим римским папством. Негодность никоновского клерикализма мы познали по его горькому плоду - церковному расколу - который, однако, есть худо не без добра, так как благодаря ему местный клерикализм в России сделался окончательно невозможным. [2]
Но патриарх Никон именно имел притязания равняться с царем в его национально-государственной области - хотел быть другим государем России, пока не убедился, что на этой почве он мог быть только если не верным, то мятежным подданным. [3]
Спустя одиннадцать веков на Руси патриарх Никон поставил зодчим юстинианову задачу: превзойти Иерусалимский храм Воскресения Христова. [4]
Богатыми библиотеками в XVI-XVII веках владели патриарх Никон, представители придворной знати: А. М. Курбский, В. В. Голицин, А. С. Матвеев, А. Л. Ор-дин - Нащокин, Б. М. Хитрово и др. В этих библиотеках имелась светская литература на русском и иностранных языках. Так, в библиотеке Никона, содержавшей свыше 1000 томов, хранились сочинения Гомера, Софокла, Демосфена, Геродота, Фукидида и другие произведения греческих и римских авторов. Богатые и хорошо подобранные библиотеки имелись у видных просветителей И. [5]
Дело в том, что прямые их противники - патриарх Никон и его единомышленники - стояли и стоят вовсе не на точке зрения вселенского христианства, а так же, как и старообрядцы, на точке зрения местного буквализма, но только не московского, а прежнего византийского. Известны слова патриарха Никона: по роду я русский, но no eepi; и мыслям - грек. Если можно быть по вере греком, вместо того, чтобы быть просто христианином, то отчего же не быть по вере русским. [6]
В Деяниях Московского собора 1654 г. рассказывается, каким образом патриарх Никон начал то исправление церковных книг, из-за которого произошел наш раскол. [7]
В годы правления царя Алексея Михайловича ( 1645 - 1676 гг.) большую власть приобрел патриарх Никон, носивший, как и Филарет, титул великого государя. [8]
Соборное уложение 1649 г. Боязни ради и междоусобий от всех черных людей, как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. [9]
Патриарх Никон, Исправление богослужебных книг и обрядов. Патриарх Никон происходил из крестьян Нижегородского края40; в 1646 г., будучи игуменом одного из северных монастырей, он приехал в Москву, где встретился с Алексеем Михайловичем и произвел на благочестивого молодого царя сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника; царь настоял на том, чтобы Никон пере - Тпел в Москву, где он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря. Он часто виделся и говорил с царем, который все больше и больше привязывался к своему наставнику и со-бинному другу. В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652 г., по смерти, патриарха Иосифа, Никон, по желанию и по усиленной просьбе царя, стал патриархом Московским и всея России. Царь питал к нему искреннюю симпа - тию, глубочайшее уважение и беспредельное доверие; он почтил Никона титулом великого государя, а уезжая на войну с Речью Посполитой ( в 1654 г.), он поручил патриарху все управление государством и попечение ад царской семьей. Никона в глазах царя. Никон успел осуществить-свою знаменитую церковную реформу, которая повела к расколу в русской церкви. [10]
Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50 - е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского ( под Москвой), Иверского ( ка Валдае) и Крестного ( на Белом море) монастырей. [11]
Московский патриарх Никон выдвинул и яростно отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Он доказывал, что священство ( церковь) выше царства и что царь получает корону из рук патриарха - представителя Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула еликого государя, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Двор московского патриарха мало уступал в роскоши и блеске царским палатам. Как указывалось выше, церковным собором Никон был отрешен от патриаршей власти и выслан из Москвы. [12]
При Алексее Михайловиче с 1649 г. продажа вина, пива и меда была обращена в исключительное право казны. При нем же с 1652 года кабаки начали в малых селениях закрываться в посты и праздники и больше одной чарки никому не продавалось после того, как в этом же году Патриарх Никон собрал особый Собор о кабаках ( Прыжов. [13]
Это не помешало им иметь в своей флотилии два струга: в одном из них, обитом красным бархатом, будто бы находился царевич Алексей Алексеевич, а в другом, обитом черным бархатом-пребывавший в ссылке бывший патриарх Никон. [14]
Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. [15]