Cтраница 1
Пентаметр - слово греческое, термин из теории стихосложения. Означает он пятистопный размер, пятистопную стихотворную строку. Как получаются эти пять стоп. Довольно причудливым образом, во всяком случае в музыке отсчитывать такт принято иначе. В пентаметре сначала идут две целые стопы и еще половина стопы, затем снова две целые стопы и половина. Все целые стопы выдержаны в ритме та тити и называются дактилями. Две половинки стоп образуют ритм та та. Эта стопа называется спондеем. [1]
Первое полустишие пентаметра принадлежит Горацию ( 65 - 8), Послания, I, 1, 34; второе - позднейшее дополнение. [2]
В античной поэзии-небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преимущ. И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им ( дамам) пиши. [3]
С шелестом тихим вздымает в гекзаметре струи фонтан, Пылью жемчужной обдав, никнет в пентаметре он. [4]
Приведенных выше отрывочных сведений о метрическом стихосложении почти достаточно для того, чтобы из различных собственных имен ( например, из фамилий или названий местности) мы могли составить шестистопные ( гекзаметр) или пятистопные ( пентаметр) строки. [5]
При составлении дистихона необходимо соблюдать два правила. Первое: предпоследняя строфа ( последняя полная строфа пентаметра) всегда может быть только дактилем, а последняя строфа гекзаметра - только спондеем. Второе: границы стихотворных стоп не обязательно должны разделять слова. Однако в середине стихотворной строки есть одно место, где пауза всегда должна приходиться между слов. Это место называется цезурой. [6]
В звучании прозаической надписи на вывеске Шандор Вереш услышал ритм - она звучит, как строка стихотворения. И хотя надпись на вывеске не столь осязаема, как корень дерева или камень, стихотворную строку мы можем считать счастливой находкой: ведь мастер, писавший вывеску, не знал, что ее слова образуют пентаметр. [7]
В этом ритме произносится фраза; Скоро хлынет дождь. Вот мы и составили новый пентаметр: Скоро хлынет дождь, утром сегодня туман. [8]
Уравновешивает противоположности и избранная Имре Чанади стихотворная форма. Четверостишие разбивается на двустрочники без рифмовки - так называемый дистих. О дистихе и его роли в поэзии написано немало, но для нас сейчас важно одно: число слогов может варьироваться в определенных пределах, но число стоп должно оставаться неизменным. Первая строка дистиха - гекзаметр - начинает тему, вторая - пентаметр - завершает ее. [9]
Пентаметр - слово греческое, термин из теории стихосложения. Означает он пятистопный размер, пятистопную стихотворную строку. Как получаются эти пять стоп. Довольно причудливым образом, во всяком случае в музыке отсчитывать такт принято иначе. В пентаметре сначала идут две целые стопы и еще половина стопы, затем снова две целые стопы и половина. Все целые стопы выдержаны в ритме та тити и называются дактилями. Две половинки стоп образуют ритм та та. Эта стопа называется спондеем. [10]
Приведенных выше отрывочных сведений о метрическом стихосложении почти достаточно для того, чтобы из различных собственных имен ( например, из фамилий или названий местности) мы могли составить шестистопные ( гекзаметр) или пятистопные ( пентаметр) строки. Гекзаметр устроен проще, ни одна стопа в нем не делится пополам. Все шесть стоп следуют по порядку одна за другой. Один гекзаметр и один пентаметр вместе образуют так называемый дистихон. [11]
Уравновешивает противоположности и избранная Имре Чанади стихотворная форма. Четверостишие разбивается на двустрочники без рифмовки - так называемый дистих. О дистихе и его роли в поэзии написано немало, но для нас сейчас важно одно: число слогов может варьироваться в определенных пределах, но число стоп должно оставаться неизменным. Первая строка дистиха - гекзаметр - начинает тему, вторая - пентаметр - завершает ее. Пентаметр также уравновешен: он состоит из двух половин, разделенных паузой ( цезурой), и первая половина заканчивается подъемом, а вторая - спуском, завершая тему. [12]