Cтраница 2
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение к-рого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух гл. Энгельс писал, что те философы, к-рые утверждали, что дух существовал прежде природы... Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Вопрос о первичности материи ( или духа, как полагают идеалисты) образует первую, онтологическую ( см. Онтология) сторону О. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности... Большинство философов ( в том числе и идеалистов) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны О. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта. Идеалисты ( если они признают познаваемость мира) отождествляют познаваемую реальность с духом. Так, по Гегелю, бытие есть, в сущности, мышление, правда сверхчеловеческое, а человеческое мышление познает бытие благодаря своему сущностному тождеству с этой реальностью. Идеалисты, отрицающие познаваемость мира, примыкают к философскому скептицизму, агностицизму. [16]
Независимо от того, воспринимаем ли мы материальные явления непосредственно - с помощью органов чувств или опосредствованно - с помощью дополнительного промежуточного звена ( например, приборов), материальная реальность всегда дана человеку в его ощущениях. Материя первична, а ощущение ( и сознание вообще) вторично, производно. Ленинское определение материи органически связано с научным, диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии, с признанием первичности материи и вторичности мышления, сознания. [17]
Диа-лектико-материалистпческая философия преодолела эту трудность, поняв сознание как продукт исторического развития материи, как функцию высокоорганизованного материального органа - мозга. Однако, являясь свойством, функцией материального органа, сознание само не становится чем-то материальным. Деятельность сознания носит идеальный характер; она существенно отличается от материальной деятельности, создающей и изменяющей реальные предметы. Диалектический материализм обосновывает не тождество, а единство материи и сознания путем раскрытия их действительного отношения: первичности материи, вторичности сознания. [18]
Первое начало термодинамики - это частный случай закона сохранения и превращения энергии в применении к системам, в которых существенную роль играет тепловое движение. Энергия является одной из мер движения, всегда присущего в тех или иных формах всем материальным объектам. Существуют механическая внутренняя ( тепловая), электромагнитная, ядерная и другие формы движения материи, которым присущи соответствующие виды энергии. Закон сохранения и превращения энергии выражает неуничто-жимость и несотворимость движения вообще и, следовательно, подтверждает основное положение диалектического материализма о первичности материи и неуничтожимое основного ее атрибута - движения. [19]
Опровергая махистскнй взгляд на мир, как совокупность наших ощущений, Ленин поставил в упор русским и западноевропейским махистам прежде всего следующий разоблачающий их вопрос: существовала ли природа до человека. Ленин показал, что учение махистов о вещах, как комплексах ощущений, неизбежно, хотят этого или не хотят сами махисты, ведет к нелепой точке зрения, согласно которой мир, природа, все люди существуют только в ощущениях человека, в ощущениях самого философа. Ленин поставил далее перед махистами и другой вопрос: мыслит ли человек при помощи мозга. Эмпирио-критики докатились до утверждения, что мозг не является органом мысли, что, следовательно, возможна мысль без мозга. Такого рода философию Владимир Ильич метко назвал безмозглой и доказал, что она в корне противоречит науке и повседневной практике, подтверждающим правильность учения философского материализма о первичности материи и вторичности сознания, мышления. [20]
Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство и функция высокоорганизованной материи - головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. [21]
Таким образом, основной вопрос философии, несмотря на то, что он возник в человеческом обществе и поставлен мышлением, сознанием, должен формулироваться не как соотношение сознания с материей, а как проблема соотношения материального и идеального. Причем с идеальным должно соотноситься именно материальное, а не материя, качк это обычно делается. Во-первых, понятия материя и идеальное находятся как бы в разных плоскостях сравнения. Идеальное есть свойство одной из форм существования материи. Материя же не есть свойство, но понятие, которое приложимо ко всей объективной реальности в целом и не приложимо ни к одному из ее проявлении в отдельности. Во-вторых, когда мы етавим вопрос о первичности материи или сознания ( идеального), то при материалистическом ответе на него он теряет смысл, обнаруживая как бы свою несостоятельность с самого начала. Поскольку с точки зрения диалектического материализма основой бытия является материя, идеальное же есть свойство одной из форм существования материи, то проблема первичности сводится к ответу на вопрос: Материальность же ( Материальное) представляет собой свойство объективной реальности, а потому мы имеем1 логическое основание соотносить его с другим свойством, то есть, с идеальным, и ставить вопрос о первичности того или другого. [22]