Cтраница 1
Первоначала вещей, таким образом, просты и плотны, Стиснуты будучи крепко сцепленьем частиц наименьших, Но не являясь притом скопленьем отдельных частичек, А отличаясь скорей вековечной своей простотою. И ничего ни отторгнуть у них, ни уменьшить природа Не допускает уже, семена для вещей сберегая. [1]
Первоначала вещей, таким образом, просты и плотны. [2]
Казалось, физика как наука, исследующая первоначала вещей и первопричины явлений, находится уже на завершающем этапе своего развития, что описание законов природы должно вскоре принять всеобъемлющую и окончательную форму. [3]
В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно Первоначала вещей уносятся собственным весом Или толчками других. И часто, в движеньи столкнувшись Вместе, одни от других они в сторону прядают сразу. И удивляться нельзя: ведь они в высшей степени крепки, Плотны и вески, и вспять отскочить им ничто не мешает. [4]
Если же думаешь ты, что стать неподвижно способны Первоначала вещей и затем возродить их движенье, Бродишь от истины ты далеко в заблужденьи глубоком... Те, у которых тесней их взаимная сплоченность, мало И на ничтожные лишь расстояния прядая порознь, Сложностью самых фигур своих спутаны будучи цепко, Мощные корни камней и тела образуют железа Стойкого, так же, как все остальное подобного рода. Прочие, в малом числе в пустоте необъятной витая, Прядают прочь далеко и далеко назад отбегают На промежуток большой. [5]
Лукреций поясняет, что под телами он подразумевает здесь первоначала вещей, вещей семена. Они плотны и неделимы - и в этом залог сохранения материального мира. Именно поэтому мир существует века, не обращаясь в прах. Для разных вещей атомы имеют разную форму и разный характер поверхности. [6]
Так что опять повторяю, что должны точно так же иные Первоначала вещей, - раз они порожденья природы, А не при помощи рук на один образец создавались, - 380 В формах различных летать и несхожими быть по фигурам. [7]
Как же случилось то, что стеченье материи дало Землю и своды небес, а также и моря глубины, Солнца пути и луны, - разъясню я теперь по порядку Первоначала вещей, разумеется, вовсе невольно Все остроумно в таком разместплися стройном порядке И о движеньях своих не условились раньше, конечно. Если ж начала вещей во множестве, многоразлично От бесконечных времен постоянным толчкам подвергаясь Тяжестью также своей гнетомые, носятся вечно, Всячески между собой сочетаясь и все испытуя, Что только могут они породить из своих столкновений, То и случается тут, что они в этом странствии вечном, Всякие виды пройдя сочетаний и разных движений, Сходятся так, наконец, что взаимная их совокупность Часто великих вещей собой образует зачатки: Моря, земли и небес, и племени тварей живущих. [8]
Так писал около 2000 лет назад Лукреций, считавший вслед за Демокритом, что все тела построены из неких далее неделимых частиц - из атомов, как мы говорим сейчас. Первоначала вещей непрерывно движутся, и этим объясняются все движения в природе. [9]
Так писал около 2000 лет назад Лукреций, считавший вслед за Демокритом, что все тела построены из неких далее неделимых частиц - из атомов, как мы говорим сейчас. Первоначала вещей непрерывно движутся, и этим объясняются все движения в природе. [10]
Знай же: идет от начала всеобщее это блужданье. Первоначала вещей сначала движутся сами. Следом за ними тела из малейшего их сочетанья, Близкие, как бы сказать, по силам к началам первичным, Скрыто от них получая толчки, начинают стремиться, Сами к движенью затем понуждая тела покрупнее. [11]
Всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе, они бьются в сраженьях и битвах В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья... Эти строки, как и вся поэма О природе вещей, показывают, какого высокого уровня достигла материалистическая натурфилософия в Риме в эпоху Юлия Цезаря. [12]
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сражениях и битвах, В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. [13]
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. [14]