Cтраница 3
По характеру применения и декоративному значению перголы очень близки к аллеям. Первоначально пергола зародилась как утилитарная домашняя постройка на юге. [31]
При выборе для перголы места всегда необходимо помнить, что главное назначение заключается в создании тени для отдыха и прогулки. Почти все итальянские перголы построены на террасах склонов и идут параллельно контурам холмов. [32]
Для более полного использования тени ширококронных деревьев рекомендуется устройство двух спаренных дорожек, расположенных с обеих сторон ряда деревьев, находящихся между ними. Если требуется быстро создать затенение некоторых отрезков маршрута, то можно применить трельяжи, перголы и другие средства для образования зеленых тоннелей. При образовании тени в саду следует учитывать, что рациональный режим инсоляции в условиях средней полосы ( 50 - 60 северной широты) достигается при затенении кронами деревьев в дневные часы в период вегетации около 40 % территории сада. [33]
Хорошо сочетается пергола с водной гладью. Ее отражение в воде увеличивает красочность картины. Этим приемом часто пользуются японские садоводы. Они выдвигают свои перголы, покрытые глицинией, далеко в воду, вследствие чего метровые фиолетовые кисти цветков, свисая почти до зеркала воды, отражаются в ней. [34]
Небольшие участки блокированных домов ( 100 - 200 м2) имеют вытянутую форму, так как ширина такого участка ограничена шириной блока-квартиры. Как правило, участки соседних квартир отделяются друг от друга живой изгородью - рядами кустарников или деревьев. Перед фасадом сажают декоративные кустарники, цветы, иногда устраивают перголу или трельяж с вьющимися растениями. На участке за домом располагают газоны, деревья, иногда разбивают небольшой огород. [35]
Эстетические возможности дерева как подлинно архитектурного материала проявляются также в малых архитектурных формах. В небольших сооружениях декоративно-художественные и конструктивные возможности дерева могут быть использованы наиболее полно. И не случайно малые формы в течение многих сотен лет сооружались только из древесины. Ее значение не уменьшилось и в настоящее время благодаря тому, что из древесины можно быстро изготовить и установить элементы малой архитектуры - павильоны, беседки, трельяжи, перголы, ограды, скамьи и даже замощения. [36]
Одним из красивейших элементов перголы является рисунок теней под перголой. Поэтому необходимо строго следить, чтобы главные теневые пятна и рисунок ажурных теней не терялись из-за срастания растений в сплошную зеленую массу. Кроме того, в зелени должны быть предусмотрены боковые ниши, через которые можно было бы любоваться окружающими ландшафтами. Лучше всего, когда боковые стенки лишь слегка закрываются листвой вьющихся растений. Приятный контраст с легкими вьющимися растениями перголы образуют строгие формы хвойных пород, поставленные при входе в нее или для ее обрамления. [37]
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европе быстро росло число привозных экзотических растений. Для них строили специальные помещения - теплицы, названные позднее оранжереями ( франц. Сотни цветных горелок освещали зелень, среди которой были расставлены скамьи, садовые домики, перголы, колоннады; травяной ковер был полом, буйно растущий плющ поднимался по стенам до стеклянного потолка, а вокруг росли вечнозеленые дубы, олеандры, лавр, японская мушмула, рододендроны, кипарисы, камелии, померанцы, пальмы; струились фонтаны, белые лебеди плавали в пруду, соловьи и райские птицы щебетали в зарослях бамбука и сахарного тростника. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметев и князь Голицын. [38]
Описание таких садов встречается у древних римских писателей Варрона и Колумеллы. Одним из таких садов был сад Горация в его Сабинском имении. Он состоял в основном из разнообразных плодовых деревьев - маслин, яблонь, груш и ягодников, однако в нем были представлены и декоративные деревья - платаны, буки, лавры и кипарисы, размещенные живописными группами. Беседка и перголы в саду были обвиты виноградом и плющом. [39]