Cтраница 2
Значительное место отводится в планах всех уровней управления мероприятиям по совершенствованию методов хозяйствования. Мероприятия этого раздела должны обеспечивать в плановом порядке комплексную реализацию решений партии и правительства по улучшению системы планирования, развитию всей совокупности экономических стимулов и рычагов хозяйственного механизма, переводу объединений и предприятий на работу в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. [16]
Вели эти связи нарушаются, го хозрасчет и самофинансирование не приведут к ожидаемом; эффекту, гак как в таких условиях стирается принципиальная разница, в чьем распоряжении находятся финансовые ресурсы: яреддриятия или министерства. Более того, если финансовые ресурсы предприятия окажутся лишь на банковских счетах в не будут подкреплены выделением материальных ресурсов, то внедряемая система самофинансирования потеряет преимущества аеред существующий, а в ряде случае можег породить различные негативные явления, обусловленные сложностью фактического использования финансовых средств коллективами предприятий или объединений. Поэтому перевод объединений на хозрасчет и самофинансирование должен яе ограничиваться расчетами фондов экономического стимулирования, а представлять собой целаналравленную повседневную работу коллективов объединений, яадравленную на совершенствование производствеиной деятельности на всех дроивводетвзиных участках и в звеньях, а также яврвсгройку системы управления. [17]
Что же касается показателя прибыли, то на уровне заводов он применялся неизменно и вошел в число основных планово-оценочных показателей структурных единиц при переводе объединения на полный хозрасчет и самофинансирование. Не предусмотрено его использование и в условиях перевода объединения на хозрасчет и самофинансирование. Такой подход к показателю прибыли в системе внутрихозяйственных отношений объединения не случаен. На уровне заводов этот показатель отражает реальные экономические отношения, поэтому возникает практическая необходимость его использования. На уровне же корпусов головного завода он условен, следовательно, не эффективен как стимулятор деятельности хозрасчетных подразделений. Внутрипроизводственная прибыль не может быть прямым источником развития отдельных хозрасчетных подразделений, материального стимулирования, поскольку особенность производственных отношений внутри предприятия и состоит в том, что эти отношения носят нетоварный характер, что отношения между структурными подразделениями являются возмездными, эквивалентными. [18]
Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии ( объединении) идет перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсужден и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идет перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. [19]
Включение третьей стороны в расчеты усложняет и замедляет их. Между тем в ряде случаев функции по планированию и регулированию поставок организации-нарядодатели могут успешно выполнять, не вклиниваясь в денежные расчеты между грузоотправителями и грузополучателями. Госбанк совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимал меры и достиг определенных результатов по ограничению транзитных расчетов с участием снабсбытов. Дальнейшие мероприятия в этом направлении определяются поставленной XXV съездом партии задачей завершения перевода объединений и предприятий с массовым и крупносерийным производством на прямые длительные связи по долгосрочным хозяйственных договорам. [20]
Проект пятилетнего плана экономического и социального развития разрабатывают на основе контрольных цифр, лимитов и экономических нормативов, доведенных министерству или ведомству вышестоящим органом управления. Эти цифры следует рассматривать как минимальные рубежи, которые необходимо достичь в ходе разработки плана. Следует правильно, равномерно распределять задания контрольных цифр по годам пятилетки. Состав контрольных показателей, лимитов и экономических нормативов должен строго соответствовать условиям планирования и экономического стимулирования, установленным постановлениями Совета Министров СССР о переводе объединений, предприятий и организаций отраслей на полный хозяйственный расчет. [21]
Коренным образом улучшается нормирование труда рабочих и служащих, совершенствуется порядок пересмотра норм труда. Вводится аттестация руководящих работников, специалистов и служащих. Расширены права руководителей предприятий при установлении надбавок этим категориям работников за высокие достижения в труде и выполнение особо важных работ. Определен новый порядок введения установленных более высоких тарифных ставок и должностных окладов; средства для этого должны быть изысканы трудовыми коллективами за счет внутренних источников. Перевод объединений и предприятий на новые условия оплаты труда осуществляется в течение двенадцатой пятилетки по мере готовности их к переходу, а не по регионам страны, как это практиковалось прежде. [22]
Совершенствуется система доплат за работу во вредных условиях труда. Вводятся дифференцированные надбавки к тарифным ставкам рабочих за профессиональное мастерство. Коренным образом улучшается нормирование труда рабочих и служащих, совершенствуется порядок пересмотра норм труда. Вводится аттестация руководящих работников, специалистов и служащих. Расширены права руководителей предприятий при установлении надбавок этим категориям работников за высокие достижения в труде и выполнение особо важных работ. Определен новый порядок введения установленных более высоких тарифных ставок и должностных окладов; средства для этого должны быть изысканы трудовыми коллективами за счет внутренних источников. Перевод объединений и предприятий на новые условия оплаты труда осуществляется в течение двенадцатой пятилетки по мере готовности их к переходу, а не по регионам страны, как это практиковалось прежде. По состоянию на 1 июля 1988 г., на новые условия оплаты труда, по данным Госкомстата СССР, переведено 58 1 % общего числа работников производственных отраслей. [23]