Cтраница 1
Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в привилегированном положении, имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие привилегированный не означает богатство, а является относительным и подразумевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение социальная ответственность также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает попечительство, в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для использования с целью улучшения положения других. Концепция попечительства предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества. [1]
Практицизм противоречит и ценностям большинства религий ( кроме протестантизма и иудаизма), поскольку они ориентируют верующего на глубокое духовное проникновение в основы Учения и на высшее гностическое Знание, на уход от мирских забот или, по крайней мере, на минимизацию интереса к ним. Практицизм же, напротив, сосредотачивается на мелочах обыденной жизни, для него не существует трансцендентных, запредельных ценностей. [2]
РАЙ, согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников. [3]
Впрочем, в исторической реальности указанное психологическое родство все время приводило к важным для развития искусства союзам, которые так или иначе заключало с ним большинство религий, и тем систематичнее, чем больше они стремились стать универсальными массовыми религиями и вынуждены были заботиться о воздействии на массы, прибегая к пропаганде эмоционального характера. [4]
Тезис Ницше о смерти бога является в значительной степени этноцентрическим, связанным только с западными религиозными идеями. В большинстве религий поклоняются нескольким божествам. Даже в некоторых интерпретациях христианства сакральными качествами помимо Бога наделены Иисус, Мария, Святой дух, ангелы и святые. Некоторые религии вообще не имеют богов. [5]
Существуют различные пути, посредством которых, как полагают, Бог открывается людям. Сюда входят примеры идеального поведения, такие как жизнь и деяния Христа и святых иди ряд писаний в священной книге, такой как Десять заповедей в библии или учение Корана. Большинство религий учит, что для того, чтобы жить в соответствии с волей Бога, мы должны ценить жизнь и не разрушать ее преднамеренно, однако, не существует единого мнения по поводу того, могут ли быть исключения из этих общих принципов или нет. [6]
Американский вариант приватизации религии, при котором за ней признаются некоторые публичные функции, прекрасно сочетается с религиозным плюрализмом, характерным для Америки с колониальных времен, который с тех пор стал еще более явным и распространенным. Если воздействие религии на общество заключается, главным образом, в формировании характера и поведения его граждан, тогда все религии, имеющие многочисленных последователей и не очень хорошо знакомые ( близкие) или чужие, могут иметь одинаковую ценность. То обстоятельство, что большинство религий в США признают авторитет Библии как священного писания, а большинство американцев ( хотя, конечно, не все) понимают слово Бог более или менее одинаково, безусловно, способствует смягчению религиозных противоречий. [7]
Когда личность достаточно обособилась в качестве полноправного интегрированного холона, она может войти в холон более высокого порядка на правах одной из его взаимодействующих частей. Организующий принцип или Созидающий Центр этого холона называется в психосинтезе Я. Я представляет собой духовную сущность, признаваемую большинством религий, и известную под именем души, атмана или высшего Я. Когда личность достаточно интегрирована для того, чтобы служить материей или проводником выражения Я, над эгоцентрическими установками личности постепенно начинают доминировать установки более высокого порядка. По мере того как чувство самотождественности смещается вверх, происходит расширение сознания и сферы влияния данного лица, и оно начинает служить более масштабным целям. [8]
Разнообразие религиозных верований и организаций столь велико, что ученые испытывают значительные трудности в создании общеприменимого определения религии. На Западе большая часть населения отождествляет религию с христианством, с верой в высшее существо, требующее от нас поведения в соответствии с моральными нормами на земле и обещающее загробную жизнь. Эта вера, наряду с другими аспектами христианства, отличается от бытующих в большинстве религий мира. [9]
Абсолютно противоположны категориальная структура и направленность действия в религиозном полагании. Здесь трансцендентность не временная преходящая неосуществленность познания, не чувственно исчезающий горизонт человеческого восприятия, а нечто, противопостановленное земному бытию человека в качестве высшего, более достойного и подлинного бытия. Этому - качественно отличному от всех других доступных восприятию его форм - бытию соответствует качественно иное к нему отношение. Вера, которая обычно повсюду в жизни выступает как предварительная ( и подлежащая преодолению) ступень методологически надежного рассмотрения любого предмета, здесь преображается в собственное и в конечном итоге единственно возможное опосредование отношений между человеком и трансцендентностью. Для большинства религий - и в первую очередь для христианства как важнейшей для нас формы религии в плане наших преобладающе эстетических интересов - это означает неразрывную связь между конкретно данным бытием каждого верующего ( его партикулярностью) и его личной судьбой в потустороннем мире: его стремление к спасению необходимым образом направлено на обретение спасения именно для себя, именно для своей частной личности. [10]
Каков должен быть интеллектуальный и духовный потенциал христианского героя. Блаженны НИЩИЕ ДУХОМ, ибо им принадлежит царствие небесное ( от Матфея 5: 3) - лучше не скажешь. Четко и ясно, что христианство рассчитано на слабоумных и слабовольных. Коммунисты, украв эту формулу у христиан, выразили ее в принципе: Кто был ничем, тот станет всем. Конечно, большинство религий, базирующихся на вере, любят слабоумных, интеллектуалы таким религиям не нужны, а со слабоумными легко и удобно. [11]
Анализ показывает, что религиозные сообщества не самые сильные из числа тех факторов, которые могут способствовать преодолению кризисных ситуаций и решению мировых проблем. Традиционно они были источниками духовности и морали, поддерживали позитивные и осуждали негативные социальные установки, действия, ценности. Религиозные сообщества сегодня еще более разобщены, чем государства. Многие из них претендуют на исключительность в определении истинных путей, которыми должно идти человечество. Часто конкуренция, войны и деструктивное поведение характеризуют взаимоотношения как различных групп внутри религий, так и между религиями, а также - их отношения к не-религиозным, светским движениям. В современном мире они зачастую представляют устаревшие верования, мало связанные с борьбой за справедливость, мир и изобилие. Традиционные кризисные стратегии религий ныне по сути бессильны разрешить мировые проблемы и являются скорее частью этих проблем, нежели их решением. Отсюда вовсе не следует, что противодействие угрожающим тенденциям мирового развития предполагает искоренение религии. Скорее оно диктует необходимость достаточно радикальной трансформации организованной религии. Не следует сбрасывать со счетов заключенный в ней потенциал: в основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат такие универсальные понятия, как любовь, надежда, мир, справедливость. [12]