Cтраница 3
Не только 6-летнего учения довольно для тех целей, которые могут и должны преследоваться в гимназиях, но от замены 8 - или 7-летнего учения 6-летним получатся и многие выгоды разного рода. Чтобы показать ( а доказать может только опыт) это, скажу, прежде всего, что при исключении из гимназий всяких экзаменов ( как я советую в своей статье от 16 мая 1899 г.) получится сокращение времени чуть ли не на целый год ( при 8 классах, как теперь) и будет лучше и всем легче. А выбросив экзамены, по моему мнению, должно переводить из класса в класс не по сумме отметок или не по их величине, а только по решению большинства совета учителей, так как оставлять в классе из-за одной либо двух отметок часто очень вредно. Во-вторых, времени для учения в гимназиях при такой же, как ныне, подготовке выгадается, пожалуй, больше года, если выкинуть многое излишнее, вроде латинских или греческих, даже славянских тонкостей, совершенно ничего не дающих для общего образования. А оставив, сверх того, обязательным, вместо двух один из новых языков и придав этому языку значение простого орудия для возможности дальнейшего его применения, мы выиграем, конечно, тот год или те два года, о которых идет речь, не только без ущерба в подготовке учеников, но и с дополнением в пользу действительного, предварительного образования. [31]
Наивны те люди, которые думают, что он был направлен только против буржуазных классов. Так как большинство Советов, избранных в 1918 г. трудящимися, оказалось антибольшевистским ( в отличие от 1917 г.), то эти Советы были разогнаны, избранные депутаты арестованы. [32]
Этот факт доказан тем, что социалисты-революционеры и меньшевики выдали большевиков и молча утвердили разгром их газет, не посмев даже прямо и открыто сказать народу о том, что они это делают, и почему они это делают. Не сознавши этого полного и окончательного банкротства партий социалистов-революционеров и меньшевиков и теперешнего большинства Советов, не сознав полнейшей фиктивности их директории и прочих маскарадов, нельзя ровно ничего понять во всем теперешнем политическом положении. [33]
Ближайшее, на месте, заведывание Училищем наставников должно быть вверено директору, назначаемому, без сроков, высочайшею властью, по представлению министра народного просвещения и хранителя Училища наставников, из известных по научным заслугам профессоров, рекомендуемых для сего министром, хранителем и Советом. Столь обширное и сложное учреждение, каким должно быть - ради возможности успеха - Училище наставников, требует такого внимательного отношения к его составным частям, что назначение его директора на сравнительно краткий срок из числа профессоров Училища наставников должно было бы представить много разного рода неудобств и нарушало бы цельность учреждения. Но ближайший к директору его помощник должен, мне кажется, избираться Советом из своей среды на 3 года и утверждаться хранителем. Директор, по своему желанию, может читать лекции студентам. Он, при отсутствии хранителя, председательствует в Совете и, заведуя вместе со своим помощником всем хозяйством заведения, председательствует в Правлении. При отсутствии хранителя и директора, председательствует помощник директора, но постановления большинства Совета и Правления, с которыми директор не согласен, должны разрешаться окончательно хранителем Училища наставников. [34]