Cтраница 3
Появление первой дорожностроительной машины можно отнести к 1837 г., когда была применена механич. Отиса, явившаяся прототипом первых экскаваторов. До тех пор дорожное строительство, начавшееся за много тысяч лет до нашей эры, выполнялось исключительно ручной рабсилой с применением простых дорожностроительных орудий, прицепных катков, трамбовок, кувалд, кирок, молотков и пр. В 1858 г. американец Блек изобрел щековую камнедробилку, к-рая приводилась в движение паровой машиной. Машины для постройки усовершенствованных ( черных и бетонных) дорог появляются как в США, так и в Европе только в начале 20 в. В период первой пятилетки была заложена база советского дорожного машиностроения ц в системе Нарком-тяжпрома выделено специальное Дормашобъе-динение, впоследствии Дормаштрест. Николаевский з-д ( г. Николаев), выпускает прицепные грейдеры среднего и тяжелого типов, грейдеры-элеваторы, бульдозеры, тракторные лопаты, снегоочистители, финишеры; Рыбинский з-д - камнедробилки, катки моторные и паровые, асфальтобетонные машины, кирковщики, снегоочистители автомобильные и тракторные; Ю г о - К а м с к и и з-д - корчевальные машины, камнекрошилки, рипперы; Кременчугский з-д - катки прицепные, грейдеры легкого типа, прицепные гудронаторы, автогудронаторы, эмульсионные машины, механич. [31]