Cтраница 3
Внутри эту предельно условную, декоративную форму заполняют не менее условные изображения растений, животных, птиц, иногда человека. И над всем этим - знак ( луны, месяца, звезды) - целый мир, мироздание, отражающий космологию древних в поэтическом осмыслении современным художником. За фантастическим переплетением, преображением художественных форм возникает сложность и красота ассоциативно-философских построений авторской мысли. Через легенды, предания, старинные народные песни, напевы, размышляя над их образами, над рисунком мелодий, над их ритмами, Фарид открывает самый древний пласт культуры башкир. Его особенно интересует кипчакская ветвь - языческое, тенгрианское, доисламское начало ( Тэнгре - Бог Неба), где царствует идея священного единства Человека, Природы и Космоса. Я исповедую Природу, - признается он. [31]
В 30 - 40 - е гг. появляется целый ряд симф. Они убедительно доказали возможность введения баш. Ключарева Салават ( 1936), увертюра-фантазия Г.С.Гамбурга Салават Юлаев ( 1941), Героическая увертюра на две башкирские народные песни А.Э.Спадавеккиа ( 1942), Фантазия на башкирские темы З.Л.Компанейца ( 1943), симф. [32]
В этот период наряду с созданием песен, романсов композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки. Габитова, кантаты Башкортостан и На просторах полей X. Ахматова, посвященные борьбе за мир, труду, дружбе народов. В 1952 - 1954 гг. написаны Лирическая сюита X. Ключарева, новой редакции оперы Акбузат X. В 1954 г. Башгосиздат выпустил сборник Башкирские народные песни ( составление, предисловие и комментарии X. Харисова), который отразил работу башкирских фольклористов по собиранию и изучению башкирской народной музыки. [33]
После революции вырос взаимный интерес советских народов друг к другу, усилилась тяга к освоению национальных художественных культур. Харисов), в который вошло около 250 песен с нотными записями, был воспринят музыкальной общественностью как крупное достижение советской фольклористической науки в Башкирии. Беляев писал: Этот первый сборник - значительное событие не только для башкирской национальной музыкально-поэтической культуры, он является большим вкладом и в. Сто йотированных произведений башкирской народной песни, отобранные им из многочисленных фонозаписей, составили своеобразный по жанру и тематике материал для сборника Башкирские народные песни и наигрыши. В нем дается обстоятельное исследование национальной специфики башкирской народной музыки в ее историческом развитии. [34]
Не знаю точно, он либо в спортзале, либо в библиотеке. Он собирается посетить как Львов, так и Киев. Лекции состоятся как в первом, так и во втором зале. Он умеет играть как на фортепиано, так и на скрипке. Она может петь не только народные песни, но и арии из опер. [35]
Песни о образуют в баш. Пугачева восстания 1773 - 75), и песни, возникшие после пленения и ссылки на каторгу. Салават, Едет Сала-ват-батыр, Пугачев и Салават, Песня во славу Салавата - представляют собой яркие образцы героич. Для них характерны вариантность, высокий патриотич. Салавата является гиперболизация - худ. В результате образ Салавата приобретает черты эпического героя: у него в руках булатный меч, редкий конь его носит на себе; Салават-батыр не горит в огне и не тонет в воде ( БНТ. Булатный меч в ист. Строфа, повествующая о возрасте героя и его бобровой шапке ( образ, неотделимый от внешности Салавата), стала контамини-рованной, проникшей во многие песни о батыре: Салават, сколько лет тебе. Бригадиром был ты, Салават, / В двадцатидвухлетней поре ( перевод Л.Н.Лебединского, Салауат нисэ йэшендэ, / Йэшел камсат бурке ба-шында. Разнообразие песен о Салавате определяется их принадлежностью к разным музыкально-песенным стилям, представляющим местные особенности и диалекты башкирской народной музыки. В то же время всем народным песням о Салавате Юлаеве присущи некоторые общие черты: в них нет мелодической орнаментации с ее импровизационностью ритма и узора, мелодическая линия их напевов более устойчива, ритм отличается четкостью и определенностью - считал Лебединский ( Башкирские народные песни и наигрыши. [36]