Cтраница 1
Арабские писатели часто путали волжских и дунайских булгар. Это видно и из данного текста, поскольку Булгар Великий в X в. [1]
По свидетельству старых арабских писателей, в роскошном оазисе среди Ливийской пустыни, на скрещении караванных путей, когда-то возвышался под сенью пальм храм египетского бога солнца - Ам-мона. Жрецы этого храма оспаривали у фараонов политическую власть и славились как прорицатели далеко за пределами Египта; к ним обращались, в частности, Александр Македонский и персидский завоеватель Ксеркс. [2]
Эти идеи появляются у арабских писателей на основании опыта эксплоатации рудников далекого Туркестана и в испанской Кордове. Мы видим их еще раньше у Плиния при описании руд железа, серебра и ртути, когда древний Рим в борьбе за металл посылал свои легионы на завоевание недр Галлии, Иберии, Британии и Карфагена. Мы находим эти идеи у средневековых алхимиков с их замечательными чисто геохимическими открытиями, понятыми и расшифрованными лишь в самые последние годы в работах Липпмана и Руски. [3]
Эти и приведенные ниже стихотворные строки Харири, средневекового арабского писателя, Маркс цитирует по книге: F. [4]
Харири, Абу-Мухаммед ( 1054 - 1122) - выдающийся арабский писатель. [5]
Алтын К ум Ханчой, монгольский царь 133 Л лирам, арабский писатель 19 Альфонс, кастильский король 19 Лмаиппг, начальник Шостенск. [6]
Птолемей сделал оптические свойства воспламеняющих стекол объектом своих рассуждений, а древние арабские писатели, как, например, живший около 1000 лет до нашей эры Аль-Хазен, облачили суждения Птолемея в философско-литературные формы. [7]
У наших предков, славян, очень рано развилось строительное дело. Арабские писатели ( 772 - 779 гг.) свидетельствуют о том, что у славян много было - городов, которые имели как оборонительное, так и хозяйственное значение. [8]
Его сведения перекликаются со сведениями другого арабского писателя IX - X вв. Балхи, который писал, что Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на самой границе Гуэзии, страны ку-ман близ булгар. Говорят, что оно состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Другие же башджары граничат с печенегами. [9]
Многие сибирские фетишисты еще и до сих пор секут своих божков, когда недовольны ими. Стасов, Заметки о Русах Ибн-Фадлана и других арабских писателей. [10]
Самый полный и подробный текст русско-византийского соглашения представляет нам договор князя Игоря 944 г. Заключение данного акта являлось следствием военного конфликта между Русью и Византией, завершившегося заключением перемирия и дипломатическими переговорами. Византийские хроники, наряду с Повестью временных лет, записками Л иуд правда Кре-монского и арабским писателем ал - Мас уди, сохранили свидетельства о походе Руси на Константинополь, начавшийся 11 июня 941 г. Полки росов ошеломили византийцев, ведя успешные боевые действия и опустошая окрестности столицы и близлежащие острова и предместья. Об этом сообщают две другие хроники X в. [11]
Для северных районов, в пределах которых особенно долго сохранялось подсечное земледелие, основной культурой было просо, по-видимому, дававшее в этих условиях наибольшие урожаи. Страна славян ровная и лесистая - замечал по этому поводу арабский писатель середины X в. Ибн-Даста - они не имеют ни виноградников, ни пашен... [12]
Хефрена и Микерина - причисляли к 7 чудесам света. Арабский писатель заметил: Все на земле боится времени, но время боится пирамид. Большие пирамиды в Гизе имеют безупречно правильную геометрическую форму. Они стоят более 40 веков. [13]
Лечение минеральными водами на Руси известно с незапамятных времен. Целебное свойство кислой воды народ знал давно и с успехом применял ее для укрепления здоровья. До настоящего времени сохранилось народное название этой воды - нарзан, что в переводе означает богатырь-вода. Арабский писатель Ибн-Батута, посетивший в середине XIV века район Пятигорья, писал: Прибыл из Крыма в Азов, из Азова я отправился в г. Можары, из указанного выше города со спутниками собрался ехать в ставку султана, находящуюся в 4 днях езды в местности, называемой Биш-Даг ( Биш - пять, Даг - гора. Иноземный путешественник не случайно упомянул ключ горячей воды. [14]
Оссон ( d Ohsson) собрал сведения восточных авторов IX-X вв. Он изложил сообщения арабских писателей в виде путевого дневника придуманного им самим персонажа - некоего купца по имени Абу - л - Касим ( см.: d Ohsson. Разумеется, научное изучение источников в рамках подобного жанра было невозможно, однако литературные достоинства работы д Оссона в какой-то мере оправдывают его предприятие, пусть и выходящее за рамки науки, но служащее делу ее популяризации. [15]