Cтраница 1
Первобытное племя представляло собой не просто ячейку, клеточку общества - каждое такое племя было само по себе обществом, обществом как таковым. [1]
Первобытное племя как социальный организм гораздо более едино внутри себя, чем любой социальный организм классового общества. [2]
Первобытным племенам было хорошо известно, что растиранием определенных видов почв в надрезах, сделанных на коже, можно получать прочные декоративные глубокие следы. [3]
Еще у небольших первобытных племен, живших компактной группой, существовало обеспечение нетрудоспособных - стариков, больных и, разумеется, детей. Это хорошо изучено этнографами в конце XIX - начале XX веков, когда таких племен жило еще много. [4]
Еще перед первобытными племенами встала довольно непростая задача: как - в каких меновых соотношениях - одно племя, занятое, скажем, животноводством, сможет правильно обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное земледельцами. Найти удовлетворительный ответ тогда было невозможно. Первоначально не было общепризнанного эквивалента ( равного по стоимости товара), позволявшего измерять стоимость всех других товаров. [5]
Экономическая Еще перед первобытными племенами встала довольно роль денег непростая задача. [6]
Во-первых, ряд необходимых первобытному племени орудий производства мог быть продуктом только коллективного труда, а служил он для индивидуальной производственной деятельности. Например, выдолбленная из ствола дерева лодка-каноэ изготовлялась значительным количеством людей и принадлежала всему племени. [7]
Медленно и однообразно текли дни первобытного племени. [8]
Все это начинает происходить в первобытных племенах уже тогда, когда люди все еще живут охотой и собирательством. Однако до тех пор, пока эти два вида деятельности полностью или почти полностью исчерпывают собой производство средств к жизни, разделение труда не может зайти в своем развитии настолько далеко, чтобы отношения авторитарного или индивидуального управления стали преобладать над отношениями коллективного управления в системе производственных и всех прочих общественных отношений, а первобытная община как самодостаточное общество сменилась бы более широкими по своему охвату формами общности людей. Но история в этих регионах не стояла на месте: в тех пределах, какие были заданы доминированием охоты и собирательства в первобытном производстве, разделение труда неуклонно нарастало. [9]
Двоичной системой пользовались при счете некоторые первобытные племена, она была известна еще древнекитайским математикам, но по-настоящему развил и построил двоичную систему великий немецкий математик Лейбниц. [10]
Когда только еще зарождался товарный обмен, перед первобытными племенами встала сложная задача: как ( в каких меновых соотношениях) одному племени, занятому скажем, животноводством, по справедливости обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное земледельцами. Найти удовлетворительный ответ тогда было невозможно. [11]
Наблюдения над детским языком, расстройствами речи при нервных болезнях и языком первобытных племен позволяют предположить, что такие переключатели, как личные местоимения, характеризуют относительно поздний период развития естественного языка. Тем не менее во всех современных языках ( не исключая и австралийских) мы встречаем хотя бы некоторые из переключателей. Более того, именно они и составляют специфику естественного языка, отличающую его от всех искусственных языков науки ( в частности, математической логики) и машинных языков. [12]
Разборные отношения, соблюдение соотношения реальных потребностей членов человеческого стада ( позднее - первобытного племени) в охотничьей и собранной добыче, получение каждым равно достаточной для поддержания жизни его лично и всего сообщества в целом доли - все это возможно лишь в том случае, если члены первобытного сообщества взаимно контролируют друг друга в процессе потребления добычи, взаимно определяют, кому сколько чего потребить, как именно потребить... [13]
Фамильными именами, относящимися к разнородным предметам, оказываются и многие слова бесписьменных языков так называемых первобытных племен. В австралийском языке аран-та одно и то же слово ngu обозначает корни водяной лилии, скрытые под водой, спящих людей и сон; кости человека ( невидимые, как и подводные корни) и вопросительное местоимение, относящееся к человеку, не видимому для говорящего. [14]
Энгельс в работе Происхеждние семьи, частной собственности и государства указывает, что с выделением пастушеских племен из общей массы первобытных племен произошло первое крупное общественное разделение труда. [15]