Cтраница 1
Социальное поведение людей и культура целиком или преимущественно определяются биологической наследственностью. [1]
То есть речь шла о более широком понимании сложных пружин социального поведения людей. А отсюда была признана необходимость отказаться от представления о поведении людей ( рабочего) как о прямой функции стимулов, создаваемых менеджментом по формуле S-R. Эту формулу необходимо было уточнить опосредующим звеном A ( S-А - R), которое представляет собой позиции, установки рабочего. [2]
Понятия коллективизм и индивидуализм в социальной психологии используются для изучения влияния на социальное поведение людей культуры, культурных норм, ценностей. Западное общество поддерживает и развивает ценности индивидуализма: самостоятельность, независимость, личные достижения, личное благосостояние, приоритет личных целей по сравнению с целями сообщества, группы, индивидуальный самоконтроль. Для стран Азии характерен коллективизм, в рамках которого на первое место ставят общественные обязательства, интересы семьи, трудового коллектива, рабочей или профессиональной группы. Принятие индивидом норм культуры, отождествление себя с ней, включение в свой внутренний мир как собственных ее ценностей, образцов, норм, стандартов называется идентификацией. Процесс идентификации осуществляется человеком в рамках индивидуалистической культуры путем приписывания себе личностных характеристик, а в рамках культуры коллективистской - путем отождествления себя с группой, с сообществом. В западной культуре не одобряется и расценивается как слабость уступчивость к давлению со стороны других людей или групп, в Японии согласование своих действий с другими людьми, наоборот, не считается признаком слабости и характеризуется как терпимость, как проявление самоконтроля и зрелости. Социальная психология, таким образом, интересуется стилями жизни, склонностями людей разных культур: чем принято гордиться, чего стыдиться, в чем и как находить удовлетворение; чему, кому и до какой степени подчиняться, как трудиться и выполнять свой профессиональный долг. [3]
С позиций установки в ряде исследований рассматриваются механизмы внимания, мышления, деятельности, а также социального поведения людей. Наиболее разработанной в психологии является теория установки Д. Н. Узнадзе и его учеников. [4]
И чем выше уровень обобществления, тем принципиальнее и глубже изменения в психологии, а значит, и в социальном поведении людей. Не обращаясь к этой стороне бытия собственности, нельзя понять, какие преобразования претерпевает, скажем, мелкобуржуазная психология крестьянина-единоличника при установлении общественной собственности и последующем повышении уровня обобществления. [5]
Выявление эффективности права требует сравнения двух главных моментов - цели правовой нормы и реально достигаемого результата, а также сопоставления реального социального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон. [6]
Несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводимы к нескольким базовым постулатам: 1) социальная жизнь и культура - продукт расово-антропологических факторов; 2) расы не равны между собой - и это обусловливает неравенство ( превосходство, ущербность, опасность) соответствующих культурных творений; 3) социальное поведение людей и культура целиком или преимущественно детерминированы биологической наследственностью; 4) расовые смешения вредны. [7]
Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религия интересна лишь как особый тип мотивации социального Поведения людей. Таким образом, социология, по Веберу, должна ограничиваться изучением мотивирующего воз - Действия религиозных идей и представлений, выявление их влияния на общественную жизнь, не касались вопроса об их истинности или ложности, источников их происхождения. [8]
Если речь идет об изучении социальных взаимодействий индивидов, что является предметной областью социологии, то, вероятно, социальными нормами будут являться те, которые выполняют функции регулирования этих взаимодействий, а шире - отношений человека и общества. При этом специфика социальных норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов. [9]
В принципе эта схема справедлива и для всех экономических отношений: признание иной, чем объективная реальность, самости, формы существования ни в коей мере не затрагивает вопроса о том, являются ли они ( производственные отношения) объективной реальностью. Более того, именно потому, что это - объективная реальность, данная нам в ощущениях, производственные отношения в конечном счете предопределяют социальное поведение людей. Каким образом происходит такое влияние - это вопрос, решением которого должна заниматься психология, здесь выявляется сфера ее главного предмета. [10]
Дарвина о том, что первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого существования. [11]
Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом ( от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения. [12]
Во-вторых, формирование демократического общества одновременно предполагает и решение такой задачи, как формирование демократического образа мышления граждан, демократических норм и стандартов поведения. Дело в том, что люди должны научиться пользоваться демократией в политической и других сферах общества; т.е. они должны научиться: пользоваться правом голоса в выборные органы всех уровней, а также свободой слова, свободой мнений, политическим плюрализмом; по-цивилизованному общаться со своими единомышленниками и идейными и политическими оппонентами; использовать современные формы политической борьбы и политического единства, согласия. Иными словами, демократизация предполагает существенную перестройку политического и социального поведения людей, их ценностных ориентации и норм, образа и стиля мышления - всего того, что называется менталитетом. [13]
Основным элементом парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям, которые отражаются в результатах действия. В отличие от бихевиористской концепции стимул - реакция социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. [14]
В новейшей западной социологической теории существуют различные представления о предмете социологии - зачастую неполные и психологически не обоснованные. Так, многие западные социологи, из которых наиболее известными являются Дж. Ландберг ( 1865 - 1966) и Ларсен, понимают социологию как науку о социальном поведении людей. [15]