Cтраница 2
Криминологическими исследованиями установлено, что чем в более раннем возрасте совершено первое преступление, тем выше вероятность повторного преступного поведения. [16]
Своими выводами психоаналитики подводят весьма основательную научную базу под значение процесса социализации для снятия естественной ( врожденной) агрессивности человека, так как в некоторой неблагоприятной ситуации врожденная агрессивность может стать источником преступного поведения. [17]
Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других - циничное отношение к жизни, установку: деньги не пахнут, способствует преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. [18]
При анализе ряда уголовных и оперативных дел, а также иной имеющейся информации по изучению личности, совершающей преступления в сфере кредитно-финансовых отношений было замечено, что для правонарушителей со стойкой антиобщественной ориентацией характерно следование проверенным стандартам преступного поведения. [19]
Очевидна односторонность объяснения преступности только нищетой, эксплуатацией и безработицей. Главной причиной преступного поведения беднейших слоев населения является не столько сама нужда, сколько осознание социальной несправедливости. Но гораздо опаснее является преступность интеллекта, богатства и власти. [20]
Во-вторых, до сих пор неясно, действительно ли навешивание ярлыка обладает эффектом усиления отклоняющегося поведения. Как правило, преступное поведение усиливает последующие подозрения, но является ли это результатом именно навешивания ярлыка. [21]
Практически потребность установить причинную связь между деянием и его результатом возникает, например, при рассмотрении уголовных дел. Так, необходимо исследовать причинную связь между преступным поведением правонарушителя, выразившимся в нанесении удара ножом потерпевшему, и смертью последнего. [22]
В науке нет единой точки зрения относительно истоков преступлений. Некоторые юристы считают, что непосредственные причины и истоки преступного поведения всегда кроются в личности человека, совершившего преступление. Если это не так, говорят они, то отсутствует основание вменения в вину и, соответственно, совершенное деяние не может рассматриваться как преступление. Никакие внешние обстоятельства не могут явиться определяющей причиной противоправного деяния, если они не обусловлены одновременно внутренними мотивами и склонностями. [23]
Эта теория была воспринята научной общественностью неоднозначно. Особенно критически к ней отнесся марксизм, отрицающий какую-либо биологическую детерминированность преступного поведения. [24]
Если рассматривать влияние собственно биологических факторов на возникновение преступного поведения, то речь может идти лишь о лицах, имеющих ярко выраженную патологию, деформирующую способность к объективному восприятию действительности, самоконтролю, самоанализу. Следовательно, врожденная патология биопсихологической системы личности является серьезной объективной предпосылкой формирования преступного поведения индивида. [25]
Если считать, что любые виды антисоциального поведения противоречат интересам общества, то возникает вполне определенный вопрос: что представляют собой эти интересы. Какие из них важны настолько, чтобы посягательство на них можно было бы рассматривать как преступное поведение. [26]
Яблонский считает, что наиболее эффективна социальная работа по реабилитации промежуточных групп, т.е. на втором и третьем уровнях. Концепция промежуточной группы является важной не только для криминалистического, но и для социологического изучения преступного поведения и реабилитации преступников. Активная социальная работа с лицами с пограничными формами поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников. [27]
В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого-либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или непреступников. В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее. [28]
Вопрос о роли приобретенного ( социального) и врожденного ( биологического) в преступном поведении человека имеет принципиальное научно-практическое значение. Для социолога-исследователя важна констатация факта: в поведении преступника ( в период формирования преступного намерения и совершения преступления) чаще всего взаимодействуют две группы личностных факторов: биопсихологические и социальные, так как мотив преступного поведения представляет собой отражение в сознании человека действительно существующих ( или воображаемых) потребностей. Как правило, эти потребности социально обусловлены, средства их удовлетворения всегда избираются человеком в соответствии с его жизненным опытом, установками, ценностными ориентациями. [29]
Разумеется, этот список вопросов можно было бы продолжить, чтобы изучаемую проблему увидеть со всех сторон. В каждом отдельном случае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отношений, подчас выходящих за рамки разработанной концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь преступного поведения и характера досуга подростка в молодежных компаниях, являясь косвенной по отношению к поставленной задаче, дает дополнительную информацию и углубляет исследуемую проблему. [30]