Cтраница 2
Особенностью условий высокотемпературного нагружения горячих деталей авиационного двигателя является накопление в их материале статических повреждений не только на стационарных режимах, но и в относительно коротких переходных периодах цикла. [16]
Диаграммы предельных напряжений - для хромомолибден-овой стали при растяжений-сжатий. а - для 400 С. б - для 500 С.| Кривые предельных напряжений. [17] |
С ростом температуры параметр тс уменьшается быстрее чем параметр / иу, следовательно увеличивается роль статического повреждения по сравнению с усталостным, что сказывается на форме диаграммы предельных напряжений при асимметричном цикле. [18]
Натружение по циклам сложного профиля, например трапецеидальным, приводит к накоплению одновременно с циклическим и статического повреждения, что следует учитывать соответствующими методами суммирования долей повреждаемости. [19]
Таким образом, при существенном формоизменении образца, свидетельствующем о накоплении не только усталостного, но и статического повреждения, размах деформаций в цикле Ае является недостаточной характеристикой процесса нагружения, и для достоверной оценки долговечности необходимо еще измерять остаточную деформацию за цикл Денак. Наличие этих двух величин позволяет использовать деформационно-кинетический критерий в виде (5.51) для описания термической усталости. [20]
В этих условиях полная деформация 42 % при Т 1000 С, расчетная долговечность ( с учетом статического повреждения на этапе VI) составляет всего 1250 циклов. Существенно, что в этой точке растягивающие напряжения приходятся на высокотемпературную часть термического цикла. [21]
Для реальных режимов циклических теплосмен характерно наличие стационарных участков, на которых в материале развиваются деформации ползучести, вызывающие статические повреждения, которые существенно влияют на процессы термической усталости. [22]
При большом ресурсе деталей повторение полного цикла нагрузки в испытаниях невозможно, однако в цикле испытания деталь должна накапливать и статическое повреждение. Оптимальная длительность выдержки в цикле должна быть такой, чтобы при максимуме вносимого статического и циклического повреждения общая длительность испытаний была минимальной. Это требование можно выполнить, если учесть неравномерность процесса накопления повреждений в течение выдержки: основная часть деформации ползучести развивается в первый период - в течение 1 - 5 мин, а затем скорость ползучести уменьшается, процесс стабилизируется, и повреждение за оставшуюся часть цикла невелико. [23]
Процесс малоцикловой усталости при повышенных температурах, при которых уже проявляется влияние длительности и скорости деформирования на накопление пластической деформации и статического повреждения, неизбежно связан с формой и длительностью цикла. Это способствовало привлечению таких интерпретаций условий термоциклического разрушения, в которых в явной форме отражена частота v 1 / Т, где Т - период цикла. С помощью частотных представлений предлагается также охарактеризовать роль выдержек при постоянной деформации или напряжении, столь свойственных работе металла во многих конструкциях. [24]
При этом рассматривают абсолютную величину переменных напряжений в пределах каждого цикла, полагая, что перемена знака не сказывается на накоплении статического повреждения. [25]
Таким образом, при жестком нагружении деформационная оценка повреждения с учетом нестационарности при релаксации дала лучшее соответствие опытным данным, чем линейное суммирование по статическому повреждению, особенно для более длительных выдержек, что, возможно, связано с явлениями восстановления свойств в таких условиях. [26]
Характер интенсивности накопления суммарного повреждения т ] за цикл для сплава АД-33 ( 1, стали 22к ( 2, стали ТС ( 3. [27] |
Действительно, как видно из рис. 4.14, при асимметрии га - 0 9, точка пересечения кривых т и т ] 2 ( когда усталостное и статическое повреждения при окончательном разрушении равны) сдвигается вправо и уже соответствует долговечности примерно 500 циклам. Для стали ТС этот сдвиг еще более значителен и % т ] 2 0 5 соответствует долговечности в 2 - Ю3 циклов. При г0 - 0 7 равенство усталостного и статического повреждений для указанных сталей наблюдается при долговечностях более 10 циклов. Соответственно увеличение асимметрии до гд - 0 3 еще больше сдвигает вправо указанную точку, и доля усталостного повреждения, например при Np 103 циклов, составляет 3 - 5 % общего значения. Для пульсирующего цикла доля усталостного повреждения при долговечностях до 104 циклов, по-видимому, мала. [28]
Для определения доли статического повреждения в течение времени релаксации необходимо найти эквивалентное напряжение за это время, что можно - сделать на основе закона линейного суммирования статических повреждений, вызываемых изменяющимся статическим напряжением. [29]
В связи с этим, по-видимому, более целесообразно для учета частоты термоциклирования, а по существу - влияния длительности термоцикла и, следовательно, взаимного влияния - статического повреждения, возникающего в течение каждого цикла, и циклического повреждения, накапливающегося от цикла к циклу, выполнить раздельный расчет этих долей повреждения и установить закон их взаимного влияния, из которого вытекает то или иное правило их суммирования. [30]