Cтраница 1
Повышение жаростойкости сплавов достигается легированием элементами ( хром, алюминий, кремний), образующими на поверхности непроницаемые для ионов основного металла и кислорода оксидные пленки. Также для этих целей используются защитные покрытия, состав которых выбирается с учетом условий работы изделия и состава агрессивной среды. [1]
Все способы повышения жаростойкости сплавов имеют целью создание высоко-защитных пленок, блокирующих сплав от доступа окислительной среды. Таким требованиям отвечают окисные пленки, образующиеся на поверхности хрома и алюминия. [2]
Большой практический интерес представляет повышение жаростойкости сплавов других металлов при введении в них алюминия. [3]
Исследования [20, 54], проведенные с целью повышения жаростойкости сплава ЖС6К, показали, что дополнительное легирование алитированных слоев танталом или ниобием повышает долговечность покрытия. [4]
Для удовлетворения первого требования иногда прибегают к особой операции обработки, называемой избирательным окислением, в условиях, когда металл Mt не окисляется, сплав подвергают очень медленному предварительному окислению, что обеспечивает диффузию малой добавки Me к поверхности сплава и образование защитного слоя. Повышения жаростойкости сплава иногда добиваются и без избирательного окисления ( Ag Be; Cu Be), но требующиеся при этом добавки Me бывают довольно большими. [6]
Схема анодного окисления алюминия.| Влияние примеси меди на скорость растворения алюминия в соляной кислоте. [7] |
Алюминий широко применяют в авиационной и автомобильной промышленности в составе легких сплавов, отличающихся ценными механическими свойствами. Большой практический интерес представляет повышение жаростойкости сплавов при введении в них алюминия. [8]
С этой точки зрения полезно легирование металлами, снижающими растворимость кислорода и азота, например, молибденом и вольфрамом. Максимальной жаростойкостью обладают сложнолегированные сплавы. Например, повышение жаростойкости сплавов Nb-Ti достигают легированием их алюминием, вольфрамом, хромом, цирконием, никелем и иттрием. Таким образом, достигнуто примерно 100-кратное увеличение жаростойкости ниобия. Однако жаростойкое легирование часто приводит к снижению жаропрочных свойств. К этой группе сплавов относятся сплавы F-48 ( 79Nb - 15W - 5Mo - lZr) и F-50 ( 74Nb - 15W - 5Ti - 5Mo - IZr), скорость окисления которых при 1200 С - 12 и 9 9 мг см 2 ч & соответственно. [9]
Поверхности литых и деформируемых сплавов, взаимодействуя с окислит, средой, окисляются и обедняются легирующими элементами на определ. В результате поверхностный слой сплава становится мало прочным. Заметное обеднение легирующими элементами поверхности лопаток из сплавов ЖС6 - К после эксплуатации в течение 200 - 600 час. Подобное явление имеет место и при термич. Во избежание снижения стойкости детали при работе в условиях высоких темп-р этот слой должен удаляться. Для повышения жаростойкости сплавов разработаны разные способы термохимич. [10]
Поверхности литых и деформируемых сплавов, взаимодействуя с окислит, средой, окисляются и обедняются легирующими элементами на определ. В результате поверхностный слой сплава становится мало прочным. Заметное обеднение легирующими элементами поверхности лопаток из сплавов ЖС6 - К после эксплуатации в течение 200 - 600 час. Подобное явление имеет место и при термнч. Во избежание снижения стойкости детали при работе в условиях высоких темн-р этот слой должен удаляться. Для повышения жаростойкости сплавов разработаны разные способы термохимич. [11]