Cтраница 2
В-четвертых, значительную роль в повышении нормы прибыли играет экономия на постоянном капитале. [16]
Например, энергокомпаниям в Вашингтоне обеспечивается повышение нормы прибыли на 2 % при инвестиции в энергосберегающие программы. В Массачусетсе используются фиксированные премиальные платежи за каждый сбереженный 1 кВт или 1 кВт - ч, подтвержденный соответствующей системой мониторинга. [17]
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах. [18]
Итак, повышение органического строения индивидуального капитала ведет к повышению нормы прибыли для отдельного предпринимателя, а повышение органического строения общественного капитала влечет за собой понижение средней нормы прибыли. [19]
Цель исчерпания возможностей рынка подразумевает поддержание на прежнем уровне или повышение нормы прибыли, несмотря на падение объемов сбыта и / или сокращение доли рынка. Ценовая политика при этом сводится к установлению повышенных цен. В то же время необходимо быстро реагировать на повышения цен у конкурентов. [20]
Не исключается выработка более гибкого отношения и к задаче стимулирования повышения нормы прибыли и монопольной сверхприбыли. Возможно, что государства будут проявлять здесь больше осторожности и осмотрительности, опасаясь перенакопления капитала и сильного социального напряжения, но возможен и противоположный случай, когда государства будут стремиться компенсировать повышением нормы прибыли и монопольной сверхприбыли сдерживание экономического роста и накопления капитала. [21]
Рост не является большим, потому что вкладчики исходя из опыта воспринимают повышение нормы прибыли только как временное явление. [22]
Как свидетельствует мировой опыт, нормализации экономических отношений между производством и торговлей и повышению нормы прибыли в немалой степени способствует маркетинг. [23]
Сюда относится все то, что было сказано в первом отделе-этой книги о причинах повышения нормы прибыли при неизменной норме прибавочной стоимости или независимо от нормы прибавочной стоимости, следовательно, и тот случай, когда, - если рассматривать весь капитал, - стоимость постоянного-капитала возрастает не в такой пропорции, как его материальный объем. Например, количество хлопка, которое перерабатывает отдельный европейский прядильщик на современной фабрике, в колоссальной степени возросло по сравнению с тем количеством, которое европейский прядильщик перерабатывал раньше при помощи ручной прялки. [24]
Механизм инфляции здесь заключается во взаимосвязи между ростом цен со стороны предпринимателей в целях повышения нормы прибыли и требованиями работников о повышении заработной платы. В качестве регулирующего фактора предлагается ограничение роста заработной платы уровнем производительности труда в данной фирме. [25]
Сюда относится все то, что было сказано в первом отделе этой книги о причинах повышения нормы прибыли при неизменной норме прибавочной стоимости или независимо от нормы 1рибавочной стоимости, следовательно, и тот случай, когда - если рассматривать весь капитал - стоимость постоянного капитала возрастает не в такой пропорции, как его материальный объем. Например, количество хлопка, которое перерабатывает отдельный европейский прядильщик на современной фабрике, в колоссальной степени возросло по сравнению с тем количеством, которое европейский прядильщик перерабатывал раньше при помощи ручной прялки. [26]
Сюда относится все то, что было сказано в первом отделе этой книги о причинах повышения нормы прибыли при неизменной норме прибавочной стоимости или независимо от нормы прибавочной стоимости, следовательно, и тот случай, когда, - если рассматривать весь капитал, - стоимость постоянного капитала возрастает не в такой пропорции, как его материальный объем. Например, количество хлопка, которое перерабатывает отдельный европейский прядильщик на современной фабрике, в колоссальной степени возросло по сравнению с тем количеством, которое европейский прядильщик перерабатывал раньше при помощи ручной прялки. [27]
Отсюда следует, что предприниматели, стремящиеся к получению максимума прибыли, заинтересованы и в повышении нормы прибыли, и в увеличении капиталовложений в свои предприятия. [28]
Так как норма прибыли равняется отношению избытка стоимости продукта к стоимости всего авансированного капитала, то повышение нормы прибыли, вызываемое обесценением авансированного капитала, связано с потерей капитальной стоимости точно так же, как понижение нормы прибыли, вызываемое повышением стоимости авансированного капитала, может быть связано с выигрышем капитальной стоимости. [29]
Так как норма прибыли равняется отношению избытка стоимости продукта к стоимости всего авансированного капитала, то повышение нормы прибыли, вызываемое обесценением авансированного капитала, связано с потерею капитальной стоимости точно так же, как понижение нормы прибыли, вызываемое повышением стоимости авансированного капитала, может соединяться с выигрышем. [30]