Cтраница 2
Тематико-типологический план состоит из двух основных разделов. Первый раздел представляет собой вводную часть ( пояснительную записку), в которой фиксируются сведения о библиотеке, ее задачах, составе читателей, структуре, особенностях формирования фонда, отвечающих местным условиям и требованиям. Здесь описываются экономический профиль региона или предприятия, обслуживаемого библиотекой, особенности культурного развития, наличие других библиотек и профиль их комплектования. Второй раздел отражает существенные параметры моделируемого фонда - тематику, типы и виды изданий, экземплярность, языковой состав, принадлежность к структурным подразделениям библиотеки. [16]
Внутри каждого подфонда упорядочение продолжается, выступая в виде той или иной системы расстановки. Углубляющаяся дифференциация фонда не должна приводить к разобщенности отдельных его частей. Напротив, ставится задача создания единой общегосударственной системы библиотечных фондов, для чего требуется усиление интеграционных и координационных связей между библиотеками. Поэтому наряду с тенденциями, требующими дифференциации фонда, в каждой библиотеке действуют и тенденции интеграции фонда в разумных пределах. Фондом охватываются все виды изданий, собираемые во всех структурных подразделениях библиотеки. Через систему каталогов обеспечивается взаимодействие всех частей фонда. [17]
При количестве читателей до нескольких тысяч наиболее целесообразной формой многоаспектного отражения читательских интересов является рейтер карты ( от нем. Они представляют собой карты с краевой перфорацией по верхнему краю карты. Разноцветные вставки, зажимы ( рейтеры), прикрепляемые к перфорации, означают те или иные поисковые признаки. Например, условным обозначением интереса читателя к поэзии может служить розовый рейтер. Для установления общего числа читателей, особенно активно интересующихся этим жанром литературы, достаточно пересчитать розовые рейтеры. Карты могут быть расставлены в любой удобной для библиотеки системе - в сплошном алфавите, по кафедрам обслуживания ( внутри - по алфавиту), структурным подразделениям библиотеки ( абонемент, читальный зал), возрастному признаку и др. Применение рейтер-картотеки дает возможность получать почти моментальную визуальную информацию о читателях и их интересах и использовать эти данные для анализа и отчета. [18]
Необходимость раздела сайта Структура, редко встречающаяся на веб-сайтах других библиотек, была продиктована следующим. Здание института спланировано так, что студенты-первокурсники часто не могут самостоятельно найти некоторые подразделения библиотеки, например, читальный зал научно-технической литературы. К тому же они еще не имеют правильного представления обо всех отделах библиотеки и поэтому не пользуются всеми ее ресурсами. Чтобы исключить это, мы сделали маршрутную карту библиотеки, выполнив в AutoCAD упрощенный чертеж здания библиотеки. Каждый ее раздел подписан и к нему имеется подробная информация не только о содержании работы каждого отдела библиотеки, но и расписании его работы с фамилией ответственного лица - заведующего этого структурного подразделения библиотеки. [19]