Cтраница 2
Автор опер Черные воды ( Кара Ьыузар) на собств. Memento на либретто Галеева и Р.З.Хантимирова, рок-оперы Звезда любви на либретто Ф.М.Булякова, хоровых соч. Разговор с Салаватом ( Салауат менэн пейлэшеу) в 5 частях для чтеца, солистов ( баритон, сопрано), смешанного хора и оркестра на стихи А.К.Атнаба-ева и нар. [16]
Автор опер Сын солнца ( 1929), Суворов ( 1941, пост. [17]
Автор опер, песен и др. соч. [18]
Автор опер ( Жиянь коротка, 1905, пост. [19]
Автор опер Сын солнца ( 1929), Суворов ( 1941, пост. [20]
Автор опер, песен и др. соч. [21]
Автор опер ( Жиянь коротка, 1905, пост. [22]
Композитор сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии всех жанров и форм нац. Автор опер Шаура ( Шэурэ), Волны Агидели ( Агизел тулкында-ры), Послы Урала ( Урал илселэре), Акмул-ла ( Акмулла), Кахым-туря ( ТСаЬым турэ); балетов Журавлиная песнь ( Сьщрау торна; в соавт. Свояченица ( ТСозаса) и Алмакай ( Алмакай); симф. [23]
Драгоценное правило римских правоведов: suum cuique tribuito - должно иметь самое строгое применение и в приговорах об искусстве. Мое мнение ( откровенное, как и всегда) не доставит, конечно, удовольствия автору оперы, о которой идет речь, но он должен помнить известную пословицу: воадайте кесарево - кесарю - и одно из правил римского права: suum cuique tribuito. Пусть г. Цезарь Кюи считается с этими изречениями. [24]
БОРТНЙНСКИЙ, Дмитрий Степанович ( 1751 - 1825), рус. Управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге. Автор опер Сокол ( 1786), Сын соперник, или Новая Стратоника ( 1787) и др., фп. [25]
Фильд ( Филд), у которого брали уроки А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев, Глинка; Бортнянский, А.Е. Варламов; К.А. Кавос, популярный итальянский композитор, потративший много сил на приспособление современной оперы к составам императорских трупп, не разделенных на оперную и драматическую. Кавос был автором первой оперы Иван Сусанин ( 1815, сюжет князя А.А. Шаховского); впоследствии он признал превосходство оперы Глинки Жизнь за царя и благодаря его усилиям она была поставлена на императорской сцене. [26]
Но вот что странно: в представлении большинства людей он остается чаще всего великим художником, автором ряда гениальных картин, неизменно, из века в век вызывающих восхищение ценителей искусства. Куда меньшая часть человечества, включая и просвещенную интеллигенцию, причисляет себя к знатокам инженерного творчества Леонардо да Винчи. И уж совсем единицы знают отдельные яркие, но мало известные эпизоды его деятельности в некоторых узких областях науки и техники. Как нередко случается в человеческих судьбах, вспомните, например, великого русского композитора и химика А.П. Бородина, автора оперы Князь Игорь, слава художника затмила достижения: инженера. [27]