Cтраница 2
Итак, с одной стороны, мы имеем рабочий класс, который в силу закона народонаселения всегда оказывается избыточным в сравнении с предназначенными для него жизненными средствами, - перенаселение в результате недопроизводства; далее, мы имеем класс капиталистов, который благодаря этому закону народонаселения всегда бывает в состоянии продавать обратно рабочим их собственный продукт по таким ценам, что рабочие получают из него лишь столько, сколько необходимо, чтобы душа держалась в теле; и, наконец, мы имеем немалую часть общества, состоящую из паразитов, сибаритствующих трутней, частью господ, частью слуг, которые - частью под титулом ренты, частью под политическими титулами - безвозмездно забирают у класса капиталистов значительную долю богатства, но деньгами, отнятыми у капиталистов, оплачивают покупаемые у этих же капиталистов товары выше их стоимости. Класс капиталистов подстегивается к производству стремлением к накоплению, непроизводительные же группы являются в экономическом отношении представителями лишь стремления к потреблению, представителями расточительства. И притом это изображается как единственное средство избежать перепроизводства, которое существует одновременно с перенаселением - перенаселением именно по сравнению с производством. Наилучшим целительным средством от того и другого объявляется чрезмерное потребление классов, стоящих вне производства. Диспропорция между рабочим населением и производством устраняется тем, что часть продукта съедается бездельниками, не принимающими никакого участия в производстве. Диспропорция перепроизводства, вызываемого капиталистами, устраняется перепотреблением, практикуемым представр. [16]
Мальтус воспользовался, далее, андерсеновской теорией ренты для того, чтобы впервые дать своему закону народонаселения одновременно и политико-экономическое и реальное ( естественно-историческое) обоснование, тогда как заимствованная им у предшествовавших писателей нелепость насчет геометрической и арифметической прогрессии была чисто химерической гипотезой. [17]
Следовательно, все сводится к тому, чтобы сделать голод постоянным для рабочего класса, и, по мнению Таунсенда, об итом заботится закон народонаселения, в особенности действующий среди бедных. [18]
Следовательно, все сводится к тому, чтобы сделать голод постоянным для рабочего класса, и, по мнению Таунсенда, об этом заботится закон народонаселения, в особенности действующий среди бедных. [19]
Согласно взглядам мальтузианцев, извечно, во все времена положение трудящихся, уровень их благосостояния и культуры определяются не социально-экономическими условиями жизни, а природным законом народонаселения, к-рый состоит в том, что объем средств существования людей увеличивается медленнее, чем растет рождаемость. [20]
Мал пус ( Malthus), Томас-Роберт ( 1766 - 1834) - священ-реакционный буржуазный экономист, один из человеконенавистнической теории народона - В работе Оныт о законе народонаселения ( 1798) Маль-что причину нищеты трудящихся следует искать шюмических условиях жизни общества, а в природе, недостатке средств существования на земле. По схеме Мальтуса производство средств существова-увеличивается в арифметической прогрессии, тогда - в геометрической. [21]
Правда, эта общая закономерность как будто относится только к условиям существования одного лишь рабочего класса, но при достаточно широкой трактовке не вытечет ли из нее и более общее тождество законов народонаселения капиталистической и социалистической формаций. Мы не видим, однако, никаких оснований для таких опасений. Это перенаселение, как известно, испытывают даже капиталистические страны с отрицательными приростами населения. И оно принципиально невозможно в нашей стране, давно уже изжившей последние остатки безработицы, унаследованной от старого социального режима, хотя естественные приросты населения в СССР достигают огромной цифры - 2 - 3 млн. в год. Таким образом, этот основной закон населения капиталистического общества, отнюдь не связанный ни с какими конкретными коэффициентами рождаемости и смертности, уже изжит нашим социалистическим хозяйством окончательно и бесповоротно. [22]
Итак, с одной стороны, мы имеем рабочий класс, который в силу закона народонаселения всегда оказывается избыточным в сравнении с предназначенными для него жизненными средствами, - перенаселение в результате недопроизводства; далее, мы имеем класс капиталистов, который благодаря этому закону народонаселения всегда бывает в состоянии продавать обратно рабочим их собственный продукт по таким ценам, что рабочие получают из него лишь столько, сколько необходимо, чтобы душа держалась в теле; и, наконец, мы имеем немалую часть общества, состоящую из паразитов, сибаритствующих трутней, частью господ, частью слуг, которые - частью под титулом ренты, частью под политическими титулами - безвозмездно забирают у класса капиталистов значительную долю богатства, но деньгами, отнятыми у капиталистов, оплачивают покупаемые у этих же капиталистов товары выше их стоимости. Класс капиталистов подстегивается к производству стремлением к накоплению, непроизводительные же группы являются в экономическом отношении представителями лишь стремления к потреблению, представителями расточительства. И притом это изображается как единственное средство избежать перепроизводства, которое существует одновременно с перенаселением - перенаселением именно по сравнению с производством. Наилучшим целительным средством от того и другого объявляется чрезмерное потребление классов, стоящих вне производства. Диспропорция между рабочим населением и производством устраняется тем, что часть продукта съедается бездельниками, не принимающими никакого участия в производстве. Диспропорция перепроизводства, вызываемого капиталистами, устраняется перепотреблением, практикуемым представр. [23]
Итак, во всяком случае, повышение цепы на хлеб не было первоначальной причиной того повышения заработной платы, которое привело к понижению прибыли, а, наоборот, сперва повышение заработной платы было причиной повышения цены на хлеб, а затем природа земли, в силу которой усиленная обработка приносит относительно все меньшую и меньшую выручку, сделала часть этого повышения пены постоянной и воспрепятствовала тому, чтобы закон народонаселения в полной мере оказал противодействие происшедшему увеличению заработной платы ( стр. [24]
Закон народонаселения каждой формации вытекает из сущности ее основного экономического закона и закона накопления. Закон народонаселения - это не естественный, а общественный закон. [25]
В своей книге Опыт о законе народонаселения Мальтус утверждает, что средства к су-шествованию увеличиваются медленнее ( в арифметической прогрессии), чем рост населения ( в геометрической прогрессии); поэтому он предлагает трудящимся воздержаться от браков и деторождения, а голод, безработицу и эпидемии, уносящие при капитализме миллионы трудящихся в могилу, объявил благодеянием природы. Закон народонаселения Мальтуса опровергнут самой жизнью, периодически повторяющимися кризисами перепроизводства в капиталистических странах и особенно практикой социалистического строительства в СССР - стране, в которой нет и не может быть безработицы и кризисов и в которой благосостояние трудящихся масс беспрерывно улучшается наряду с ростом населения. С обострением классовой борьбы в капитали - стических странах реакционные буржуазные ученые стараются под разными флагами возродить человеконенавистническую теорию Мальтуса, которая широко используется империалистами, особенно империалистами США, для оправдания агрессии, захватнических войн и диких расовых теорий. [26]
Капиталистический закон народонаселения - Формы относительного перенаселения. [27]
Закон народонаселения проявляется в движении населения - в снижении смертности, в увеличении продолжительности жизни, в приближении к оптимальному уровню рождаемости, к гармоничному сочетанию интересов общества и отдельных семей. Знание закона народонаселения необходимо для воздействия на процесс воспроизводства населения, для предвидения его будущего роста. На этой основе следует осуществлять демографическую политику. Демография изучает структуру населения, изменения в ней. [28]
Следуя закону народонаселения Мальтуса и теории ренты Рикардо, он допускал - вслед за Рикардо - возможность стационарного состояния, при котором отсутствие стимулов остановит процесс накопления капитала. Однако для Милля эта перспектива не казалось столь мрачной, как для Рикардо. [29]
Что значит ставить вопрос о населении на социально-историческую почву. Это значит исследовать закон народонаселения каждой исторической системы хозяйства отдельно и изучать его связь и соотношение с данной системой. [30]