Cтраница 2
Как видим, все стороны деятельности персонала обеспечивались руководством и организацией, однако, разная подчиненность служб неизбежно приводила к усложнению координации действий, а в некоторых случаях - к односторонности во взглядах на персонал. Это относится, в первую очередь, к службам, подчиненным главному инженеру и зам. Переход к централизации управления подразделениями по работе с персоналом перспективен и способствует реализации гуманистического подхода. Однако в этом случае функции всех вышеперечисленных служб на предприятии передаются единой службе Управления персоналом. [16]
Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно объективны организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы. [17]
В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной ( лат. В центре гуманистической концепции находится личность - Я каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерны ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. [18]
Однако ни гуманистическая, ни радикальная социология не определили конкретные условия, общественные отношения и обстоятельства, при которых осуществилось бы освобождение человека, т.е. произошла бы гуманизация его положения. Видимо, этому не способствовала и психологическая ориентация в ней. И тем не менее, следует подчеркнуть значение гуманистического направления ( социологии) в рамках радикальной социологии. Она во всяком случае представляет собой вклад в гуманистический подход к осмыслению общественных явлений и является основой гуманистических оценок действий в обществе, стремящемуся к социальным изменениям. [19]
В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной ( лат. В центре гуманистической концепции находится личность - Я каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерны ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. [20]
В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры предприятия находится еезнаково-символическая составляющая. Культура предприятия проявляет себя через знаки и символы следующего порядка: мифология ( система словесных символов) и обряды ( система символов и действий) на предприятии. Мифы - это метафорические истории, анекдоты, обычно связанные с основателями предприятия, руководством или героями организации, чтобы в образной форме донести до персонала ценности предприятия. Приведение мифологии в движение, превращение ее в факт социального общения осуществляется в виде обрядов и ритуалов ( торжественных собраний, обрядов посвящения и проводов, изменения статуса индивида, совместных обедов) - Их цель: формирование чувства мы - социально-психологического механизма идентичности работников с предприятием, чувство сплоченности и гордости за свою принадлежность к данному предприятию. Кзнаково-снмволической системе культуры предприятия относятся стиль одежды, знаки отличия и статуса, награды. Все это является совокупностью средств внеэкономического стимулирования эффективной деятельности предприятия, которое является краеугольным камнем гуманистического подхода. [21]