Когнитивный подход - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Коэффициент интеллектуального развития коллектива равен низшему коэффициенту участника коллектива, поделенному на количество членов коллектива. Законы Мерфи (еще...)

Когнитивный подход

Cтраница 2


Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для социологии проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход акцентрирует свое внимание на знаниях, т.е. на процессах представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Когнитология - это теория познания.  [16]

Таким образом, в основе методов использования представления знаний ( первый аспект ИР) лежат главным образом математическая формализация и логическая полнота. Напротив, когнитивный подход ( второй аспект ИР) основан на понимании процесса осознания чего-либо человеком, поэтому представлению знаний в данном случае свойственно скорее выразительность, чем математические изящество и скорость. В рамках когнитивно-содержательного направления развивается понимание зависимости от коммуникаций, информационных связей. Здесь главным объектом изучения выступает соотношение знания и информации, переход одного во второе, а также фазовый переход знания в социальную силу. В результате слияния формально-логического и когнитивно-содержательного направлений и рождается фундаментальное понятие информационного ресурса.  [17]

Тем не менее, когнитивный психологический подход, например, несколько принижает важность объективных стресс-факторов на рабочем месте и взамен подчеркивает важность того, как человек интерпретирует ситуацию. В рамках когнитивного подхода к нейтрализации угрозы Ла-зарус и Фолкмен ( 1986) выдвигают идею о том, что человек когнитивно реинтерпретирует ситуацию таким образом, чтобы сделать ее внешне менее устрашающей и благодаря этому снизить уровень получаемого стресса. Следует отметить, что такой подход может оказаться контрпродуктивным для работников в ситуациях, когда стресс-факторы объективно реальны и должны быть модифицированы. Еще один вариант когнитивного подхода, более созвучный идее предоставления работнику расширенных полномочий, заключается в теории самодеятельность - мотивация ( Бандура, 1977), которая делает акцент на росте самооценки в случаях, когда работники: а) определяют цель в плане изменения процесса; б) получают обратную связь на положительный результат от среды; в) добиваются успеха.  [18]

В 60 - 70 - е годы когнитивным аспектам наибольшее внимание уделяют феноменологи и этнометодологи. Близкие к когнитивному подходу идеи развивал А.  [19]

Перечисленные модели социальных систем практически не акцентируют внимания на осознанном поведении индивидов, процессах принятия решений, выборе стратегий. Для исследования указанных процессов необходимо использовать когнитивный подход. Во времена быстрых перемен, внедрения инноваций социальную систему целесообразно рассматривать как когнитивную систему, распознающую изменения и принимающую обдуманные решения. Очевидно, что индивид является когнитивной системой. Но имеет ли смысл фирму, политическую партию, государство рассматривать как когнитивную систему.  [20]

Исследования потребительского поведения 1980 - х и 1990 - х гг. являются ближайшим к настоящему времени этапом развития и обогащения этой теории. Возвращаясь назад, можно заметить, что доминирующая парадигма 1970 - х гг. позаимствована из когнитивных подходов к психологии. С того времени этому подходу был несколько раз брошен вызов. Фоксол ( Foxall, 1990) представляет радикальный подход к рассмотрению потребительского поведения л помощью выдвижения альтернативных парадигм из поведенческой психологии, а другие авторы, в полную противоположность этому, продемонстрировали исследование потребителей в рамках постмодернистского контекста ( напр. Продолжились исследования в рамках схем принятия решений и сегментации, установленные ранее, но они тоже расширились и с увеличением разнообразия в научных подходах и продвижением некоторых концепций предмет потребительского поведения стал более широким.  [21]

В предшествующем разделе были изложены основы приобретения понятий. Далее мы встретимся с традиционными и современными теориями понятийного поведения и сделаем особый акцент на тех теориях, которые соответствуют когнитивному подходу.  [22]

Последнее обстоятельство требует безотлагательного пересмотра концепций во всей системе отечественного образования. При этом, образовательные стандарты и учебные программы РФ и РБ, сохраняя компоненты национальных традиций, и культур, должны придерживаться ценностей общепланетарной идеологии. Воплощение этой идеи связано с необходимостью пересмотра содержания учебных материалов, в соответствии с когнитивным подходом в познании и творчестве. Интернет-технологии служат при этом средством для расширения информационного поля до общепланетароного, что существенно может расширить и ускорить процесс конструктивного творчества любого субъекта.  [23]

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык, при овладении грамматическими формами глагола ( времена, пассивный залог), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволило бы просто объяснить, в чем состоит их предназначение, Такое понимание категорий времени, вида, залога, дает когнитивный ( правильный, познавательный) подход к языку как к системе представления знаний. В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта ( present, past, гиШг) ломощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику. Когнитивный подход к английским временам можно изобразить в виде схемы алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.  [24]

Тем не менее, когнитивный психологический подход, например, несколько принижает важность объективных стресс-факторов на рабочем месте и взамен подчеркивает важность того, как человек интерпретирует ситуацию. В рамках когнитивного подхода к нейтрализации угрозы Ла-зарус и Фолкмен ( 1986) выдвигают идею о том, что человек когнитивно реинтерпретирует ситуацию таким образом, чтобы сделать ее внешне менее устрашающей и благодаря этому снизить уровень получаемого стресса. Следует отметить, что такой подход может оказаться контрпродуктивным для работников в ситуациях, когда стресс-факторы объективно реальны и должны быть модифицированы. Еще один вариант когнитивного подхода, более созвучный идее предоставления работнику расширенных полномочий, заключается в теории самодеятельность - мотивация ( Бандура, 1977), которая делает акцент на росте самооценки в случаях, когда работники: а) определяют цель в плане изменения процесса; б) получают обратную связь на положительный результат от среды; в) добиваются успеха.  [25]

Проблема заключается в том, что социологические методики, используемые для репрезентативных опросов больших групп, крайне трудно совместить с психологическими. Не случайно психологи работают преимущественно с малыми или экспериментальными группами. Но работая с ними, невозможно учесть всю сложность социальных явлений. Тэджфела, которая развивается в русле когнитивных подходов. То есть, скажем, русских объединяет то, что они воспринимают себя как русских, отличают себя от нерусских и как-то оценивают. Иначе говоря, это осознаваемое ( лат.  [26]



Страницы:      1    2