Cтраница 1
Социотехнический подход к разработке производственных заданий и операций предусматривает учет взаимосвязи между технической системой, требующейся для выполнения работы, и социальной организацией, в которой эта работа выполняется. [1]
Социотехнический подход в организации работ оперирует с понятием социотехническои системы. Этот подход к разработке производственных заданий и операций предусматривает учет взаимосвязей между технической системой, требующейся для выполнения работы, и социальной организацией, в которой эта работа выполняется. [2]
Лапина характерно рассмотрение организации в рамках концепции естественной модели социальных систем и социотехнического подхода. Он описывает организацию как гетерогенную систему, состоящую из вещных и человеческих компонент. Такие системы в соответствии с западной традицией он определяет как социотехнические. Совокупность машин и технологии обозначается как техническая подсистема. Социальные же отношения между работниками - социальная организация - и есть предмет изучения социологии организаций. Автор определяет ее в широком смысле как коллектив ( организационно оформленное множество работников, объединенных производством необходимой обществу продукции) и в узком - как систему социальных групп и отношений между ними. [3]
Эпоха технократического оптимизма 50 - 60 - х годов выдвигает на первый план социотехнический подход. В период устойчивого экономического подъема и формирования государства благосостояния социальные проблемы на время как бы отходят в тень. [4]
Дальнейшее развитие управленческих технологий, позволивших качественным образом развить оргструктуру современного производства в направлении согласования функционального и социального статуса работников, было ознаменовано формированием матричной структуры производственного менеджмента и внедрением социотехнических подходов. [5]
Управляющие производством должны понимать, что производственная система является прежде всего социальной системой, а не только технической. Принципы проектирования работ, основанные на социотехническом подходе, включают следующие положения: 1) работа должна требовать известного напряжения и содержать элементы разнообразия; 2) необходимо, чтобы на работе можно было учиться и продолжать свое образование; 3) работа должна давать возможность реализовывать в определенных пределах функцию принятия решений; 4) хорошо выполненная работа требует признания; 5) необходимость определенной степени социальной поддержки; 6) обязательная реализация определенной зависимости между результатами труда и социальным положением личности; 7) необходимость увязки характера работы с желаемым будущим. [6]
Экспертные оценки получают в нем путем применения итерационного группового соглашения относительно обеспечения надежности человека-оператора при управлении ядерными силовыми установками. Разработанный под сильным влиянием подхода МПВУ - МУА социотехнический подход к АНЧ ( СТПНЧ) состоит из технического компонента, диаграммы влияния и социального компонента. Технический компонент включает разработку описания целевого события ( задачи) и общих установок и условий, приводящих к этому событию. Технология моделирования диаграммы влияния, заимствованная из теории решений, относительно удобнее в обращении, чем дерево событий или дерево ошибок. [7]
Экспертные оценки получают в нем путем применения итерационного группового соглашения относительно обеспечения надежности человека-оператора при управлении ядерными силовыми установками. Разработанный под сильным влиянием подхода МПВУ - МУА социотехнический подход к АНЧ ( СТПНЧ) состоит из технического компонента, диаграммы влияния и социального компонента. Технический компонент включает разработку описания целевого события ( задачи) и общих установок и условий, приводящих к этому событию. Технология моделирования диаграммы влияния, заимствованная из теории решений, относительно удобнее в обращении, чем дерево событий или дерево ошибок. [8]
Третий этап развития социологии организаций ( середина 70 - х - вторая половина 80 - х гг.) связан, во-первых, с ее формированием как специальной социологической дисциплины, обозначением круга ее проблем, предмета и места в системе научного знания; во-вторых - с попытками создания отечественных версий социолого-организационных теоретических моделей; в-третьих - с формированием языка отечественной социологии организаций. Особенностью данного этапа является то, что в качестве доминирующей выступала методология школы социальных систем и социотехнического подхода, хотя присутствовали и другие направления исследований. [9]
Последняя служила своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли по крайней мере для трех поколений социологов. И по сей день она представляет большой интерес для специалистов. В ней изложены история возникновения, основные персоналии и положения научных школ менеджмента, таких, как классическая модель организации, школа человеческих отношений, школа социальных систем, социотехнический подход, эмпирическая школа. [10]