Cтраница 1
Арабо-персидские авторы сообщают о походах русов не только на Каспий, но и в Испанию. Уже упоминавшийся выше арабский географ и историк IX в. [1]
Еще одно раннее упоминание о русах у арабо-персидских авторов связано с событиями 643 г. на Кавказе. В это время арабы, сокрушившие Сасанидскую империю и захватившие Закавказье, подступили к Дербенту. [2]
Географическая литература, созданная в странах халифата, занимает совершенно особое место в истории географии как по богатству заключенного в ней материала, так и по разнообразию дошедших до нас произведений арабо-персидских авторов. [3]
Рассказ об острове русов был очень популярен, его можно встретить у многих арабо-персидских авторов X-XVII вв. Анализ вариантов этого рассказа привел исследователей к выводу о том, что все они восходят к одному общему источнику, который был условно назван Анонимной запиской. Считается, что Анонимная записка могла входить в состав не дошедших до нас полной редакции сочинения Ибн Хордадбеха или труда ал - Джайхани. [4]
Для реконструкции этого гипотетического свода известий, названного Заходером Каспийским сводом, ученый составил выборку сообщений различных арабо-персидских авторов по отобранным им самим сюжетам. Несмотря на то, что подобная методика не сопровождалась текстологическим анализом памятников, труд За-ходера, включающий в себя переводы фрагментов из большого количества восточных источников, до сих пор остается важным пособием для историка Древней Руси, особенно не востоковеда. [5]
Сведения Ибн Фадлана о русах всегда вызывали большой интерес у исследователей. Установлено, что описанные Ибн Фадла-ном обрядность и внешний вид русов выдают в них скандинавов, хотя и не лишены славянских и финских черт. Небезынтересным является также то, что Ибн Фадлан называет правителя Волжской Булгарии не иначе, как царем славян ( малик ас-сакали-ба; Ибн Фадлан. Такое наименование, как полагают, могло быть связано с расширительным толкованием Ибн Фадланом этнонима ас-сакалиба как всего населения Восточной Европы, что иногда встречается и в других арабских источниках. К рассказам Ибн Фадлана, по мнению многих исследователей, восходят сведения более поздних арабо-персидских авторов о северных народах Восточной Европы - вису, йура, варанк ( летописные весь, югра, варяги; Заходер. [6]