Новое авторское законодательство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. Законы Мерфи (еще...)

Новое авторское законодательство

Cтраница 1


Новое авторское законодательство не возлагает на приобретателей авторских прав по договору обязанность по реальному использованию произведения. Однако поскольку во многих случаях авторы сами заинтересованы в том, чтобы их произведения были доведены до сведения публики и использовались оговоренным договором способом, в авторские договоры чаще всего включается условие, обязывающее приобретателей использовать произведение. Обычно данная обязанность должна быть выполнена пользователем в установленный договором срок, который является меньшим по сравнению с общим сроком действия договора. Нарушение пользователем данной обязанности обычно дает автору право требовать производства с ним окончательного расчета. Однако обязанность по использованию произведения и окончательному расчету с автором возлагается на организацию лишь в случае одобрения работы или пропуска срока на ее одобрение. В отношении произведений, отклоненных организацией в силу их непригодности или несоответствия условиям договора, обязанностей по использованию, естественно, не возникает.  [1]

Новое авторское законодательство передает практически все эти вопросы на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что стороны могут предусматривать в авторском договоре любые основания и формы ответственности. В частности, по соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Данный вывод вытекает из гражданско-правового характера авторского договора и соответственно возможности применять в нем любые предусмотренные гражданским законодательством меры ответственности, не противоречащие природе данного договора. Стороны самостоятельно определяют, далее, и те нарушения, которые могут служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. В этой связи необходимо отметить, что ниже будут рассмотрены те наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие за ними санкции, которые наиболее часто встречаются на практике. Ранее они были прямо указаны в законодательстве и не требовали специального упоминания о них в конкретных авторских договорах. Ныне действующее законодательство предполагает согласование сторонами как принимаемых ими на себя обязательств, так и последствий их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Поэтому то, о чем пойдет речь ниже, нужно оценивать лишь как возможное решение вопроса об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств.  [2]

Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им следует заключить дополнительное соглашение, в котором четко оговаривались бы все вопросы, связанные с судьбой договора, В противном случае возникший спор будет решаться судом, который в зависимости от конкретных обстоятельств может поддержать либо пользователя, доказывающего достижение сторонами соглашения о продлении срока действия договора, либо автора, ссылающегося на заключение сторонами нового авторского договора с неопределенным сроком его действия.  [3]

В новом авторском законодательстве вновь указывается, что авторские права носят исключительный характер.  [4]

Как уже отмечалось, новое авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо типовых авторских договоров как особых подзаконных актов, а исходит из принципа свободы авторского договора. В этой связи все названные выше типовые авторские договоры утратили свою обязательную юридическую силу. Безусловно, было бы неверно их вообще сбрасывать со счетов, так как они могут использоваться сторонами в качестве примерных образцов при составлении конкретных авторских договоров.  [5]

Таким образом, если отбросить нюансы, касающиеся воспроизведения обнародованных и необнародованных передач, следует констатировать, что по ранее действовавшему законодательству и имевшей место практике записи исполнений и передач производились без согласия исполнителей и создателей передач в том понимании последнего, которое вкладывается в него ныне действующим авторским законодательством. Закона РФ Об авторском праве и смежных правах, формально распространяются на все исполнения и передачи независимо от времени их создания, фактически они действуют лишь в отношении исполнений и передач, созданных в период действия нового авторского законодательства. Иными словами, наличие записи исполнения или передачи, сделанной в прежние годы, вовсе не означает, что данная запись может свободно тиражироваться в настоящее время. Если с момента ее обнародования или создания, если она не была обнародована, не истекло пятидесяти лет, на ее воспроизведение необходимо получить согласие исполнителя или организации вещания либо их правопреемников.  [6]

Как и всякая другая гражданско-правовая ответственность, ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя. Принудительное взыскание не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и другие применяемые в данной сфере меры воздействия обращены не на личность нарушителя, а на его имущество и выполняют восстановительную ( компенсационную) функцию, В новом авторском законодательстве указанная функция ответственности в рассматриваемой сфере значительно усилилась. Если ранее объем ответственности ограничивался определенными рамками, в частности размером полученного или причитающегося гонорара, то сейчас сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, по общему правилу, обязана возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду.  [7]

В новом авторском законодательстве вопросы как об общем сроке авторского договора, так и о сроках выполнения сторонами своих обязанностей по договору решаются самими сторонами.  [8]

Проблема взаимоотношений организаций, заключивших с автором договоры относительно использования одного и того же произведения, ранее действовавшим законодательством была фактически не урегулирована. В новом авторском законодательстве данный вопрос решен достаточно четко. Если по авторскому договору переданы исключительные авторские права, их приобретатель вправе потребовать от любых третьих лиц прекращения использования произведения всеми теми способами, на которые им приобретены исключительные права ( абз.  [9]

Наибольшее практическое значение имеет предусмотренное новым авторским законом право на вознаграждение авторов служебных произведений. Как уже указывалось, исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях ( работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Данная норма свидетельствует о том, что новое авторское законодательство не исключает возможности получения авторами служебных произведений особого вознаграждения за использование работодателем достигнутых ими творческих результатов. Более того, по смыслу закона создатели служебных произведений, по общему правилу, могут претендовать на получение такого вознаграждения, если только из их договора с работодателем не вытекает иное. Если договор между автором и работодателем не предусматривает иного, последний действительно автоматически приобретает права на использование служебного произведения на весь срок действия авторских прав. Однако он обязан выплатить автору особое вознаграждение за каждый вид использования произведения.  [10]

Закон РФ Об авторском праве и смежных правах применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторских и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона. Закона, регулируется ранее действовавшим законодательством. При этом нужно иметь в виду, что на территории РФ права исполнителей и создателей звукозаписей охранялись с 3 августа 1992 г., когда вступили в действие Основы гражданского законодательства 1991 г. Права организаций эфирного вещания на созданные ими радио - и телепередачи признавались законодательством, которое действовало и до 3 августа 1992 г. Однако если ранее они рассматривались в качестве авторских прав юридических лиц, передающих в эфир эти передачи ( ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.), то с момента вступления в силу нового авторского законодательства они стали охраняться как смежные права, при условии, что не истек 50-летний срок с момента правомерного обнародования этих передач или их создания, если они не были обнародованы.  [11]



Страницы:      1