Конституционное законодательство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Женщина верит, что дважды два будет пять, если как следует поплакать и устроить скандал. Законы Мерфи (еще...)

Конституционное законодательство

Cтраница 1


Конституционное законодательство регулирует также О.  [1]

Теоретической основой развития социалистического конституционного законодательства является марксистско-ленинское учение о классовой природе и сущности конституции. Ленинское положение гласит: Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр. Конституция, писал В. И. Ленин, - это закон об участии народных представителей в законодательстве и управлении государством 4 однако, касаясь буржуазных конституций, он отмечал, что дух, основное содержание всех прежних конституций до самой республиканской, демократической, сводился к одной собственности. С точки зрения марксизма ясно, что буржуазная конституция создается классом буржуа и служит этому классу, отражая противоречивость и ограниченность буржуазной демократии, свойственный ей антагонизм между провозглашаемыми свободой и равенством и фактической эксплуатацией масс и неравенством людей на деле.  [2]

Конституция СССР 1977 года впервые в истории советского конституционного законодательства провозгласила конституционное ( основное) право советских граждан на жилище. Как основное право оно возвышается над конкретными жилищными правами граждан, требуя соответствия их ему, подчиненности последних, недопустимости противоречий между ними, имеет самостоятельное содержание, не растворяясь в конкретных жилищных правах, выражает сущность советской системы удовлетворения жилищных потребностей граждан, наделяет правами и обязанностями Советское государство в целом, с одной стороны, и советского народа и отдельных граждан, с другой. Как и другим основным правам, ему присущ всеобщий характер, оно адресовано всем и каждому, устанавливает в основном равенство граждан перед жилищным законом, связано с гражданством.  [3]

Характеризуя источники экологического права США, И. О. Краснова описывает конституционное законодательство и содержащиеся в нем нормы как косвенный источник экологического права и прослеживает историю развития американского экологического законодательства и роль таких законов, как о лицензировании добычи угля 1975 г., о рекультивации земель и контроле за открытыми разработками 1977 г., о размещении твердых отходов 1965 г., о контроле за загрязнением вод 1948 г. и др., отмечая при этом спад законотворческой работы в 80 - 90 - х годах прошлого века, когда принимались в основном лишь поправки к действующему законодательству. Она называет примерное количество природоресурсовых законов ( статутов) - только на федеральном уровне свыше 300; действуют и акты штатов; развито подзаконное нормотворчество. В систему подзаконных актов входят, как и в других странах, правила, стандарты, руководства, нормативы, рекомендации, принимаемые министерствами и ведомствами. Их объем чрезвычайно велик: ежегодно только Агентство по охране окружающей среды во исполнение 10 федеральных законов принимает и издает более 300 подзаконных актов, а меньше чем за пять лет только к поправкам к Закону о чистом воздухе 1990 г. оно приняло более 60 актов. Наконец, велика роль обычая и судебного прецедента.  [4]

Основные обязанности граждан - всеобщие п важнейшие обязанности граждан, закрепленные в конституционном законодательстве; в СССР основные обязанности советских граждан закреплены в Конституции СССР ( гл. К числу основных обязанностей граждан СССР относятся: обязанности соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, добросовестно трудиться, беречь п укреплять социалистическую собственность, защищать социалистическое Отечество, уважать права п законные интересы других лиц, содействовать охране общественного порядка п другие основные обязанности.  [5]

Основные права граждан - всеобщие и важнейшие права граждан, закрепленные в конституционном законодательстве; в СССР основные права и свободы советских граждан закреплены в Конституции СССР ( гл.  [6]

В Совете Федерации образованы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений по следующим вопросам: бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям; социальной политике.  [7]

Депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик могут быть избраны граждане СССР, достигшие 21 года, а депутатами Верховного Совета СССР - 23 лет. Никакое иное различие между избирателями и избираемыми советским конституционным законодательством не предусматривается. В связи с этим деление советского избирательного права на активное и пассивное теряет смысл.  [8]

Существует также теория, в соответствии с которой полезные ископаемые не являются ничьей собственностью до тех пор, пока, как в случае поимки дикого животного, они не будут добыты. В настоящее время США остаются единственной западной страной, где практикуется такой уникальный подход к вопросам собственности. Во многих государствах, например в Великобритании, действует вотчинная ( доменальная) система, когда государство заявляет свои суверенные права на полезные ископаемые, находящиеся в недрах, а землевладельцы получают прибыль, дав разрешение на использование своей земли для добычи. В некоторых случаях корни этой системы уходят в эпоху феодализма. Современные государства обеспечивают ее действие обычно конституционным законодательством.  [9]

Однако уже в Древнем Египте право на разработку месторождений полезных ископаемых принадлежало исключительно фараону. Это право распространялось как на государственные, так и на частные земли. В римском праве полезные ископаемые рассматривались в качестве плодов земли и соответственно, как и сельскохозяйственная продукция, признавались собственностью владельца земельного участка. В настоящее время форма собственности на недра и ресурсы недр определяется конституционным законодательством государства. Это могут быть одновременно различные формы собственности ( государственная, частная, муниципальная и т.п.) или какая-либо одна форма, например государственная или общинная. Большое практическое значение практически имеет не только форма собственности на недра и их ресурсы, но и тот или иной подход к установлению соотношения права собственности на землю и права собственности на недра.  [10]



Страницы:      1