Cтраница 1
Политика господствующих классов консервативно-национальная, наша - эволюционно-национальная ( О. [1]
Есть и другая причина продолжения войны: она лежит в политике господствующих классов по отношению к рабочему классу. За последнее время, когда окончательно наметился революционный протест пролетариата, перед капиталистическими-правительствами стали вырисовываться перспективы социалистической революции, пролетарского восстания. Наиболее прозорливая часть буржуазии еще в начале войны предсказывала такие перспективы: так, например, деловой орган английского финансового капитала Экономист 145 писал, что пролетариат последний раз дает вести себя на бойню, что после войны предстоят кровавые дни. За последнее время эта перспектива стала совершенно ясно вырисовываться, но, вы знаете, наименее благоприятной обстановкой для развертывания революционных действий международного пролетариата является обстановка войны, которая приводит в действие милитаристский аппарат и требует целого ряда репрессий, которые направлены против тех, кто против этой войны протестует. [2]
Марксу всегда претила поза показного беспристрастия, которым буржуазные историки столь часто маскировали свое оправдание политики господствующих классов. Рукопись его изобилует гневными эпитетами в адрес угнетателей и захватчиков, властолюбцев-феодалов, коронованных деспотов, корыстолюбивых пап и епископов, проповедников религиозного фанатизма и мракобесия. [3]
Марксу всегда претила поза показного беспристрастия, которым буржуазные историки столь часто маскировали свое оправдание политики господствующих классов. Рукопись его изобилует гневными эпитетами в адрес угнетателей и захватчиков, властолюбцев-феодалов, коронованных деспотов, корыстолюбивых пан и епископов, проповедников религиозного фанатизма п мракобесия. [4]
Широкие массы студенчества выступают не только против недостатков отсталой системы обучения, не только за право иметь свои организации и эффективно участвовать в руководстве учебными центрами, но п против политики господствующих классов. Все больше молодых людей, воодушевляемых борьбой вьетнамского народа п другими примерами героической борьбы против империализма, участвует в крупных народных выступлениях против империализма, за демократию, мир и социализм. [5]
Там, где рабочий класс не достиг еще достаточного успеха в своей организации, чтобы предпринять решительный поход против коллективной власти, то есть политической власти господствующих классов, его нужно во всяком случае подготовлять к этому путем постоянной агитации против этой власти и заняв враждебную позицию по отношению к политике господствующих классов. [6]
Современный этап характеризуется тем, что революция становится практической проблемой в целом ряде стран. Политика господствующих классов начинает переживать кризис, а недовольство масс выражается в бурной и иногда неожиданной форме. Центр тяжести переносится поэтому на способность революционных сил выработать реальную альтернативу власти буржуазии и объединить все течения, в которых проявляется народное недовольство, в борьбе за новую власть, способную привести их к социализму. [7]
Однако в решающие моменты классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, отбрасывает разного рода иллюзорные демократам, облачения, обнажая эксплуататорскую сущность ап-тагоиистич. В эпоху империализма н политике господствующих классов проявляется тенденция к отказу от формально-демократич. [8]
В капиталистическом обществе сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной свободой работника. В эпоху империализма в политике господствующих классов резко проявляется тенденция к отказу от формально-демократических методов, к установлению откровенно насильственных, милитаристских, фашистских диктатур, к диктату и войнам в международных отношениях. [9]
Джонатан СВИФТ ( 1667 - 1745) - английский писатель-сатирик, декан собора святого Патрика в Дублине. В своих произведениях гротескно осмеивал общественный строй и политику господствующих классов. С некоторой опаской относился к физической и эмоциональной природе человека, к требованиям его плоти и страстям; что же касается способности разума противостоять им и обуздать их, то находил ее далеко не всегда достаточной. [10]
Выступления молодежи отражают глубокий кризис современного буржуазного общества. Трудящаяся, прежде всего рабочая молодежь, которая подвергается сверхэксплуатации и не видит для себя перспективы при капитализме, все активней включается в классовую борьбу, вступает в профсоюзы, в коммунистические и другие демократические организации. Широкие массы студенчества выступают не только против недостатков отсталой системы обучения, не только за право иметь свои организации и эффективно участвовать в руководстве учебными центрами, но и против политики господствующих классов. Все больше молодых людей, воодушевляемых борьбой вьетнамского народа и другими примерами героической борьбы против империализма, участвует в крупных народных выступлениях против империализма, за демократию, мир и социализм. [11]
Но следует отметить, что за последние месяцы наметился перелом в этом отношении во всех крупных европейских капиталистических странах. Приход к власти буржуазного черносотенца - фашиста Муссолини в Италии, сопровождавшийся до сих пор разгромом коммунистических организаций и арестом вождей рабочего класса, уход пацифиста Ллойд Джорджа, смененного крайним империалистом Бонар-Лоу в Англии, наконец, уход Вирта из правительства Германии, замененного ставленником короля германских капиталистов Гуго Стиннеса, сопровождались одновременно уходом из состава германского правительства других представителей социал-демократии - все это вместе указывает на тот поворот в политике господствующих классов крупнейших стран Европы, который является не чем иным, как новым усилением капиталистической реакции, принимающим теперь характер международного фашизма. [12]
Учение даосизма, изложенное в книге Дао дэ цзип, выступало против социального неравенства, угнетения крестьян и накопления господствующими классами богатств, к-рыс оно называет результатом грабежа, разбоя. Обличая социальное зло, Лао-цзы говорил, что вследствие политики господствующих классов богатые еще больше богатеют, а бедные нищают. [13]
Среди произведений, вошедших в том, большое место занимают выступления Ленина в связи с ходом польско-советской войны. Он указывал, что война буржуазно-помещичьей Польши против Советской России являлась по сути дела новым походом Антанты против Республики Советов, что за спиной польских правящих кругов стоят французские, английские и американские империалисты. Выступая 5 мая 1920 года перед красноармейцами, отправляющимися на польский фронт, Ленин подчеркивал, что Советское государство войны не хотело, что война была ему навязана, что Советское правительство, последовательно проводя миролюбивую внешнюю политику, шло на большие уступки и неоднократно предлагало Польше мир на выгодных для нее условиях. Он разоблачал авантюристическую политику господствующих классов Польши, развязавших эту войну, и приветствовал героическую борьбу польских рабочих в поддержку Советской России, говорил о чувствах глубокой симпатии, которые испытывают народы нашей страны к народу Польши. [14]
В этом духе и была составлена резолюция, принятая Советом 17 июля 1866 г. после прений, в которых одним из главных ораторов выступил Маркс. Самостоятельность позиции международного пролетариата в данном случае была выражена в отказе встать на чью-либо сторону. Призывая рабочих в единстве почерпнуть силы, необходимые для их социального и политического освобождения 3, резолюция Генерального Совета нацеливала их на укрепление своей классовой организации, как на единственное реальное средство противодействия политике господствующих классов. [15]