Cтраница 1
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. [1]
Бюджетная политика государства также может быть дискретной и недискретной. [2]
Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. [3]
Бюджетная политика государства в сфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федерального бюджета наряду с объемом текущих расходов ( защищенных статей) бюджета развития, предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальных инновационных программ государственного значения. Поэтому бюджетные ассигнования остаются важным источником финансового обеспечения капитальных вложений ( свыше. В 1996 г. объем государственных инвестиций был равен 1 5 % валового внутреннего продукта. Расчеты показывают, что для обеспечения перелома экономической ситуации с целью ее улучшения желательно повысить их долю в валовом внутреннем продукте до 3 %, из которых на развитие социальной сферы в 1997 - 1998 гг. будет направлено 50 - 70 %, производственной сферы - 30 - 40 % общего объема государственных инвестиций. [4]
Под бюджетной политикой государства понимается определение источников формирования доходов государственного бюджета, приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов раз-бйлансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. [5]
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. [6]
В его книге рекомендуется использовать в этих целях денежно-кредитную и бюджетную политику государства. [7]
Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе Минфин России, в частности, принимает решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с внесением или до внесения в законодательные органы проекта федерального бюджета на предстоящий год Правительство направляет проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах. [8]
Таким образом, задачи управления финансами социальной сферы реализуются в первую очередь через бюджетную политику государства. Главной проблемой бюджетной политики и государственного регулирования становится рационализация структуры бюджета и правовая регламентация самого процесса его составления и исполнения. К числу приоритетных отнесены вопросы: полной прозрачности и подконтрольное расходов бюджета; уменьшения числа бюджетополучателей; сокращения экономически и социально неэффективных дотаций; усиления ответственности за исполнение бюджета перед получателями средств; достоверности отчетных данных; урегулированное отношений между бюджетом и негосударственными фирмами. Особое значение имеет перевод на полное или частичное самофинансирование социальной сферы. [9]
Столь же крупные позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Следует, однако, отметить, что динамика социальных отраслей подвержена сильному влиянию демографического фактора, бюджетной политики государства и в долговременном аспекте отличается довольно заметным перепадом темпов. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео - и аудиобизнеса, клубной деятельности самого разного профиля. [10]
Региональные власти, несмотря на это, используют любые возможности для получения финансовой поддержки от федерального центра. Дело в том, что финансовая поддержка, как правило, поступает живыми деньгами и позволяет выдать заработную плату и сделать иные социальные платежи, которые нельзя реализовать в товарной, зачетной и денежно-суррогатной формах. Помощь, которую регионы требуют от федерального правительства, значительно превосходит его возможности. В этом заключается важная проблема бюджетного федерализма в России. Поэтому целью бюджетной политики государства должно быть сокращение в несколько раз числа регионов-реципиентов ( получателей помощи): среди них должны остаться только регионы ( не более 12 - 15), которые по объективным причинам, связанным с географической удаленностью, несовершенством коммуникаций и т.п., значительно отстают от среднероссийского уровня. Важнейшим условием предоставления федеральной финансовой поддержки должно стать выполнение программы оздоровления регионального бюджета: сокращение доли производственных и жилищно-коммунальных дотаций в расходах регионального бюджета. [11]