Cтраница 3
Таким образом, рассмотренные виды математических моделей деятельности человека-оператора независимо от способа их получения и характера экспериментальной ситуации обладают ограниченными возможностями отражения основных психофизиологических функциональных характеристик. Математические модели практически описывают процесс формирования лишь основного компонента управляющего движения, в среднем адекватного входному сигналу. [31]
Все это исключает световой комфорт, затрудняет визуальную деятельность человека-оператора. [32]
Важнейшая часть такого проекта состоит в описании психологических составляющих деятельности человека-оператора в данной конкретной создаваемой системе управления или контроля. Проект должен включать определение требований к концептуальной модели и путей ее формирования, предусматривать различные варианты выполнения тех или иных действий, учитывать, насколько способ передачи информации обеспечивает возможности прогнозирования и как он согласуется с концептуальной моделью. [33]
Из сказанного выше следует, что все виды деятельности человека-оператора в нефтегазодобывающем производстве, типичные ЧМС и их функции должны иметь разностороннее научное обоснование, соответствовать всему комплексу стандартов и нормативов современной эргономики и охраны труда. [34]
Актуальной проблемой физиологии труда и эргономики является оптимизация деятельности человека-оператора. Необходимым условием решения физиологических аспектов этой проблемы являются разработка и применение показателей и критериев, позволяющих оценивать и прогнозировать психоэмоциональное напряжение и утомление. Наиболее перспективными в этом плане являются показатели, основанные на статистических характеристиках структуры сердечного ритма, которые, в частности, позволяют провести дифференциальную диагностику степени психоэмоционального напряжения. [35]
Значительная часть работ посвящена описанию различных моделей конкретных видов деятельности человека-оператора и подходов к их инженерно-психологическому проектированию. [36]
Решение этих проблем является необходимой составной частью системного проектирования деятельности человека-оператора. [37]
Как подчеркивают Д. Ю. Панов и В. П. Зинченко [57, 94], характерной особенностью деятельности человека-оператора является необходимость почти всегда принимать решения при не полностью определенном состоянии системы, по неполной информации. [38]
Необходимым этапом создания такой теории является разработка методов соотнесения сложности деятельности человека-оператора с составом и структурой системы отображения информации. Известные в инженерной психологии методы основаны на искусственном выделении и изолированном экспериментальном изучении отдельных психических процессов, включенных в деятельность оператора. Полученные таким образом экспериментальные результаты не соответствуют данным наблюдений реальной деятельности операторов АСУ. [39]
Нужно, правда, сказать, что пока еще задача проектирования деятельности человека-оператора формулируется в очень общем виде, методы ее решения не разработаны. Для реализации общей идеи и доведения ее до конкретных разработок требуются большие усилия. [40]
Для решения этой задачи возникла необходимость в разработке методов соотнесения сложности деятельности человека-оператора с составом и структурой СОИ и УОИ. Полученные ранее на основе искусственно вычлененных и изолированных экспериментов результаты изучения отдельных психических процессов, включенных в деятельность оператора, часто не соответствуют данным деятельности оператора в реальной системе. [41]
В современных автоматизированных системах управления функции контроля и регулирования являются одними из основных в деятельности человека-оператора. Регулируя тот или иной параметр, оператор должен наблюдать по индикаторам за состоянием остальных параметров и при необходимости регулировать их. Естественно, возникает вопрос, может ли человек выполнять подобные совмещенные действия так же успешно, как и раздельные. Решение этого вопроса имеет большое значение для характеристики надежности человеческого звена системы управления и расчета надежности системы в целом. [42]
Чем далее развивается инженерная психология, тем все более отчетливо осознается необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психических функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. [43]
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что при сложившихся на современных судах условиях деятельности человека-оператора оптимальной является 4-часовая вахта, на протяжении которой человек сохраняет устойчивую работоспособность. При удлинении вахты появляются типичные признаки утомления: ослабляются процессы внутреннего торможения в центральной нервной системе ( при выполнении как простых, так и сложных реакций в ответ на визуальные и акустические сигналы); снижается умственная работоспособность и ослабляется внимание. [44]
В сборнике изложены материалы большого коллектива авторов, посвященные разработке и использованию новых методов исследования деятельности человека-оператора и его функционального состояния. Анализируются результаты, полученные при использовании указанных методик. В ряде статей рассматриваются важные прикладные аспекты психофизиологических исследований, связанные с клинической практикой. [45]