Общественные законы - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если вы поможете другу в беде, он непременно вспомнит о вас, когда опять попадет в беду. Законы Мерфи (еще...)

Общественные законы

Cтраница 1


Общественные законы могут быть осознаны или неосознаны людьми; в том и в другом случае их объективность сохраняется.  [1]

Общественные законы производства и распределения материальных бдаг, изучаемые в предмете политической экономии, являются едиными для всех отраслей производства и народного хозяйства. Формы проявления этих законов в каждой отрасли народного хозяйства имеют свои специфические особенности, которые исследуются отраслевыми экономическими науками. Экономика строительства изучает формы проявления общих законов общественного развития в строительстве, закономерности развития строительной индустрии, определяет место строительства в развитии всего народного хозяйства.  [2]

Трактуя общественные законы и закономерности как продукт деятельности разума и воли человека, он полагал, что главной задачей социологии является постижение тех новаций, которые сформировались в социальной жизни.  [3]

Развитой социализм - не особая фаза коммунистической формации, а часть, период социалистической фазы; ему присущи те же экономические и другие общественные законы, те же коренные принципы, что и социалистической фазе в целом. Он функционирует и развивается на собственной социалистической основе. Именно в период развитого социализма создается материально-техническая база коммунизма, решаются другие проблемы постепенного перерастания первой фазы коммунистического общества в его высшую фазу. В связи с этим по мере дальнейшего созревания п совершенствования развитого социализма в общественной структуре нарастают собственно коммунистические элементы и черты. Они определенным образом модифицируют действие законов и принципов социализма, сохраняющих свою силу п определяющее значение вплоть до вступления общества в высшую фазу коммунизма.  [4]

Оно разъясняет, что между законами природы и общественными законами нет никакого существенного различия... Законы природы и общественные законы отличаются друг от друга лишь по степени, по числу своих детерминант ( нем.  [5]

На самом деле причина такого положения-эксплуататорское общество, к-рое не способно обеспечить планомерное использование общественных законов. Люди могут познать и практически использовать общественные законы, взяв под контроль развитие производительных сил, в соответствии с познанной необходимостью регулируя все стороны общественной жизни. Полностью это достижимо в условиях коммунистической формации. Социализм, как первая фаза коммунизма, есть решающий шаг к достижению общественной свободы, поскольку здесь впервые в истории создаются возможности сознательного и планомерного использования законов природы и общества в интересах социального прогресса.  [6]

Эта генеральная, так сказать, программа сведения осуществляется но частям. Утверждается, что общественное движение, якобы, сводится к биологическому, само общество сводится к сумме биологических индивидов, а общественные законы подменяются биологическими. Такие взгляды представлены социальным дарвинизмом и мальтузианством. В свою очередь биологические единицы, якобы, сводятся к сумме клеток ( вирховианство), клетки - к сумме генов ( вейсманизм, морганизм), ген - к сумме органических молекул ( Шредингер), органическая молекула - к квантово-механргческой системе. Этим определяются объективная роль и место теории резонанса в системе современной буржуазной, реакционной науки: теория резонанса выполняет роль заключительного звена в этой генеральной программе сведения высшего к низшему, в целях отрицания объективной закономерности общественного развития.  [7]

С возникновением организованного рабочего движения резко возросла его борьба за изменение социальных условий жизни, сопровождавшаяся повышением сознательности трудящихся: сознание масс стало важнейшим условием в борьбе за построение нового общества. Как известно, исторический процесс до появления сознательного рабочего движения, вооруженного передовой теорией, практически совершался стихийно, то есть общественные законы реализовались в деятельности людей, направленной на ограниченные цели в рамках эксплуататорского общества, подчиненного стихии рыночных отношений.  [8]

Психологическое истолкование природы общественных законов представляется неприемлемым. Сложная реальность общественной жизни не может быть сведена к психическому взаимодействию индивидов. Ибо общественные законы действуют относительно независимо от сознания людей и их способности понимать как мотивы собственного поведения, так и намерения тех, с кем они вступают в контакт и взаимодействуют. Законы влияют на поведение людей в обществе вне зависимости от того, осознают ли люди подлинные мотивы, заставляющие их действовать определенным образом. В то же время было бы неверно считать, будто общественные законы существуют независимо от людей и их общественной жизни. Напротив, точно так же, как вне людей и их взаимосвязанного поведения нет человеческого общества, не существует и общественных законов вне общественной жизни людей. Общественные законы проявляются в деятельности людей и их взаимных отношениях, в которых чаще всего в большей или меньшей мере присутствуют и элементы сознания.  [9]

В науке было сделано немало попыток по классификации законов, действие которых распространяется на общество в целом или на отдельные общественные явления. Наиболее значительной является такая классификация законов, которая основывается на степени их общности, а также на их характере. По степени общности общественные законы делятся на такие, которые действуют в отдельные исторические периоды развития общества ( в отдельных общественно-экономических формациях), и такие, действие которых распространяется на человечество в целом как на родовое явление объективной действительности, на все типы обществ, на все формы общественной жизни. Таков, например, закон первичности материального производства, ибо не существует общества, в котором материальное производство не определяло бы в конечном итоге все остальные области общественной жизни. Напротив, закон стоимости действует лишь в обществе с товарно-денежной экономикой. Это означает, что данный закон является особенным по отношению к первому.  [10]

Правильное понимание своеобразия общественных законов должно основываться не только на осознании того, что они представляют собой высказывания об объективно существующей, общей и необходимой связи общественных явлений, но и на сознании того, что они представляют собой продукт объективных исторических условий и изменяются с изменением этих условий. Но существуют и общественные законы, которые распространяются на различные способы производства, хотя их действие относительно каждого отдельного способа проявляется по-разному. Точно так же существуют и общие социальные законы, присущие всем без исключения способам производства. Однако, какими бы ни были их характер и конкретные формы проявления, общественные законы - это объективная необходимость, господствующая в обществе; они носят характер исторически необходимой тенденции развития общества, а люди могут на них влиять лишь тогда, когда их познают и воздействуют на условия, в которых они возникают и действуют.  [11]

Другой чертой современной буржуазной социологии-является индетерминизм - отрицание объективно существующих причинно-следственных связей и других закономерностей социальной жизни. Порожденный объективной бесперспективностью капитализма, индетерминизм служит теоретическим средством, которое активно используют многие апологеты империализма. Вне их рассмотрения остаются общественные законы, познание содержания и функционирования которых может обеспечить истинно научный подход в понимании общества. Но ведь такой подход неминуемо ведет к признанию неизбежной смены капитализма более совершенной формацией - коммунистической, что, естественно, идет вразрез с назначением буржуазной социологии.  [12]

Относительно проблемы существования закономерностей в общественной жизни и их выражения посредством научных законов ( законов, относящихся к обществу) существуют различные мнения. К первой группе относятся те точки зрения, согласно которым не существует закономерностей в общественной жизни, ибо своей динамичностью социальная действительность существенно отличается от природы; ко второй относятся представления, согласно которым существует не только закономерность в общественной жизни, но и сами законы общественной жизни ничем по существу не отличаются от законов природы; третья группа - это взгляды, согласно которым существуют общественные законы, известными чертами отличающиеся от природных.  [13]

Общество представляет собой специфическую область явлений объективной действительности. Связям, существующим между общественными явлениями, не присуща механическая, линейная каузальность, и это отличает проявление научных законов в обществе от их проявления в природе. Попович писал: По существу, ни причинные или иные законы в обществе не действуют со стопроцентной вероятностью, ни вероятность некоторого события не есть сама по себе закон. Общественные законы действуют в определенных исторических условиях, и степень вероятности их проявления непосредственно зависит от объективной возможности того, что в наличии окажутся все важнейшие условия их действия... Напротив, общественные законы представляют собой лишь необходимые тенденции развития человеческого общества, и их реализация зависит от человеческой деятельности.  [14]

Но из того факта, что люди делают историю, не вытекает, что эта людская деятельность стоит вне Аакой бы то ни было закономерности. Общество не есть сумма изолированных и механически объединенных индивидуумов. Это есть определенная целокупность, расчлененная и противоречивая, с многообразием своих моментов. Поэтому объективные общественные законы не совпадают с субъективными целеполаганиями и их нельзя выводить из индивидуальных мотиваций; наоборот, каждый индивидуум уже рождается обобществленным, и его действия детерминируются совокупностью его жизненных условий. Эту жизненную обстановку он уже преднаходит, хотя на нее и воздействует. Следовательно, для Маркса важно найти законы движения особой формы целокупности, человеческого общества, и притом исторического общества. Интересно отметить, что ряд критиков Маркса, обрушивающихся на него за якобы механистический подход к обществу, в то же время делает ему упреки за то, что он исходит из общества, а не из человеческой единицы.  [15]



Страницы:      1    2