Cтраница 1
Экологические законы, правила и закономерности даны по В. И. Вернадскому, Н. Ф. Реймерсу и Н. Н. Моисееву в креационной трактовке. [1]
Экологические законы столь же объективны, как любые естественно-исторические и социально-экономические закономерности. [2]
Экологические законы, правила и принципы позволяют лучше понять теоретические основы сельскохозяйственной экологии и эффективнее ее использовать в решении задач по производству экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, сохранению качества окружающей природной среды. [3]
Экологические законы придуманы не сегодня. Уже в 1306 г. Лондон установил ограничение на сжигание угля из-за ухудшения состояния воздуха. Такие законы стали более распространены, когда индустриализация вызвала значительные точечные выбросы. Например, система LeBlanc для производства соды ( карбоната натрия), запатентованная в 1791 г., привела к значительным выбросам газообразной НС1 в воздух, окружающий заводы. [4]
Экологические законы и нормативы подвергаются критике. Многие экономисты высказывают мнение, что нормативы могут стать препятствием для фирм в использовании более дешевых способов сокращения загрязнений, что они не стимулируют фирмы к дальнейшему снижению уровня загрязнения, так как оптимум, установленный в стандарте для одних, оказывается сравнительно низким для других, что нормативы не учитывают дифференциации предельных издержек, вызывая в ряде случаев удорожание продукции, они снижают стимулы замены устаревшего оборудования, имеющего высокие показатели загрязнения. [5]
Основные экологические законы и нормативно-правовые акты были разработаны и введены в действие в течение последних 10 лет. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в сфере всей природной среды. Ведущим принципом, направленным на решение задач охраны природы, Закон называет научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов. Это обеспечивается тремя группами норм: нормативами качества ПС; экологическими требованиями к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на ОС, и механизмами исполнения этих требований. [6]
В экологии и биогеоценологии сформулированы экологические законы, правила и принципы. Авторство многих экологических закономерностей определить очень сложно, так как некоторые законы, правила и принципы экологии открывались повторно и многократно. [7]
Ориентировочно можно опереться на два эмпирических обобщения - экологические законы одного и десяти процентов ( разд. Как сказано в упомянутом разделе, для открытых, весьма динамичных многоуровневых природных образований числа 1 и 10, конечно, обозначают лишь общую количественную придержку. Реальные отклонения, видимо, могут быть на порядок меньше или в несколько раз больше. Все зависит от динамики системы: развивается ли она с ростом, стабильна или деградирует. Падающему достаточен минимальный толчок. При мощном росте необходимо погасить его инерцию. [8]
Что об этом говорят изученные раннее экологические законы. [9]
Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства. [10]
Правительства на всех уровнях эффективно влияют на поведение фирм, неправительственных организаций и сообществ и, таким образом, на их воздействие на окружающую среду. Наиболее очевидными примерами в экологической области служат экологические законы и предписания. Однако эти механизмы, хотя и по необходимости, часто подразумевают командно-контрольный подход, подход конца трубы к экологическим вопросам. То есть они часто поддерживают определенные технологии экологического контроля и устанавливают ограничения на выбросы, соответствие которым достигается не изменением производственного процесса, технологий или характеристик продукта, но с помощью воздухе - и водоочистных сооружений. Такие традиционные подходы к охране окружающей среды представляют лишь незначительный интерес для промышленных экологов. [11]
Федеральные законы ( кодексы) развиваются в двух направлениях. Во-первых, на их основе принимаются законодательными органами субъектов Российской Федерации собственные экологические законы. Следующий слой экологических документов создается органами местного самоуправления, отвечающими за соответствующие муниципальные образования. С другой стороны, федеральные органы, министерства и ведомства, службы и агентства, входящие в систему исполнительной власти России, издают экологические правовые акты в своих сферах деятельности. [12]
Поскольку правовые системы - не просто объективные, но культурные создания разных стран, они различаются по своей прозрачности и консенсуальной природе. Обычно страны с прозрачными правовыми системами, поощряющими участие общественности, будут иметь более сильные экологические законы. [13]
С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития. Вряд ли можно привести еще один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных, хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность в РФ: начиная с 1995 г. только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы - об экологической экспертизе, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. [14]
В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ ( ст. 76) устанавливает: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства. [15]