Cтраница 2
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. [16]
Служебные жилые помещения предоставляются независимо от пребывания работников на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без соблюдения очередности и льгот, установленных для обеспечения граждан площадью в порядке улучшения жилищных условий, исключая предоставление служебных жилых помещений в домах совхозов. [17]
Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. [18]
Наниматель служебного жилого помещения вправе вселить в занимаемое им помещение супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи, а также наймодателя. [19]
Оплата служебного жилого помещения производится на общих основаниях, кроме случаев, специально оговоренных в законодательстве. Например, в соответствии с Положением о дворниках в городах и поселках Украинской ССР, утвержденным Министерством жилищно-коммунального хозяйства УССР в 1979 году, дворнику на обслуживаемом им участке предоставляется бесплатно служебная квартира на время его работы в этой должности. [20]
Предоставление служебных жилых помещений гражданам производится в соответствии с перечнем категорий работников, установленным законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. [21]
Наниматель служебного жилого помещения или комнаты в общежитии не вправе сдавать помещение в поднаем. [22]
Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнению трудовых ( служебных, членских) обязанностей работника. [23]
Пользование служебными жилыми помещениями лишь в отдельных республиках признается в качестве самостоятельного основания нуждаемости в улучшении жилищных условий. [24]
Обмен служебными жилыми помещениями не допускается, поскольку он противоречил бы их правовому режиму. Обмен привел бы к поселению в этих помещениях других лиц и использованию в целях, не соответствующих их назначению. [25]
Временно предоставляются служебные жилые помещения и общежития ( ст.ст. 82, 101, 109 ЖК РСФСР), а также жилая площадь на период капитального ремонта. [26]
Право на служебное жилое помещение возникает у работника на основании юридического состава, элементами которого являются, во-первых, решение соответствующего органа о предоставлении данному лицу служебного жилого помещения; во-вторых, выданный этому лицу ордер на указанное помещение; в-третьих, письменный договор жилищного найма. [27]
Если на служебное жилое помещение вселен гражданин по ордеру на жилое помещение в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда ( и наоборот) либо в служебное жилое помещение по служебному ордеру вселено лицо, не относящееся к категории работников, которым может быть предоставлено такое жилое помещение, ордер признается недействительным с наступлением последствий, предусмотренных ст. 100 Жилищного кодекса РСФСР. [28]
Выселение из служебных жилых помещений производится в судебном порядке. О практике применения судами жилищного законодательства, при рассмотрении исков о выселении без предоставления другого жилого помещения рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения, а также граждан, исключенных из членов колхоза или вышедших из колхоза по собственному желанию или прекративших трудовые отношения с колхозом, суды должны проверить, включено ли в установленном порядке это помещение в число служебных, относится ли ответчик к категории работников, которым в связи с характером трудовых отношений могут быть предоставлены служебные жилые помещения. [29]
Подобно приватизации служебных жилых помещений, в данном случае закон разрешает принятие решений о приватизации всех коммунальных квартир, принадлежащих данному собственнику либо юридическому лицу, обладающему правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления. Однако закон не обязывает собственников жилых домов принимать решения. Следовательно, наниматели комнат в коммунальных квартирах не могут приватизировать свои комнаты до тех пор, пока собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган либо предприятие ( учреждение), владеющие жилым домом на праве хозяйственного ведения ( праве оперативного управления) не найдет нужным разрешить такую приватизацию. Иными словами, приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда. Объяснить подобное решение трудно. Скорее всего, законодатель учитывал, что массовая приватизация коммунальных квартир может создать трудноразрешимые проблемы для государства и для тех, кому принадлежит государственный и муниципальный жилищный фонд. Что же касается граждан, проживающих в коммунальных квартирах, то их интересы остались на втором плане. [30]