Понимание - материя - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если мужчина никогда не лжет женщине, значит, ему наплевать на ее чувства. Законы Мерфи (еще...)

Понимание - материя

Cтраница 1


Домарксовское понимание материи было связано, в основе своей, с понятием субстанции: материя понималась как некое первовещество ( субстанция), из которой происходят все вещи, все материальное многообразие.  [1]

Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей субстанции.  [2]

Правда, в метафизическом ( механистическом) материализме Нового времени в основе понимания материи чаще всего лежало не понятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизмененных свойств, общих для всех материальных предметов. В эту же эпоху в материалистической философии возникает и иная тенденция в понимании материи. Спинозы материя представляет собой весь материальный мир в целом. В противоположность идеализму и дуализму, Спиноза считал, что реально существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя.  [3]

В этой общей характеристике прежде всего обращают на себя внимание три отступления от старого понимания материи и ее основных свойств. Во-первых, автор отрицает существование абсолютного покоя: каждая частица, весь материальный мир находятся в постоянном движении, или, как он говорит, оживотворены. Во-вторых, он не считает возможным признать наличие в материальном мире абсолютной дискретности, абсолютно пустого пространства, а следовательно, и действия на расстоянии.  [4]

Однако, тот факт, что на базе физикалистского понимания в течение нескольких столетий развивались науки о природе, что гносеологистская концепция фактически не исключала понимания материи как субстанции и на новом уровне взаимоотношений не тормозила развитие естественных наук, свидетельствует о необходимости несколько иного подхода ко всем упомянутым выше трактовкам материи.  [5]

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от наших ощущений ( то есть вне нашего сознания), независимо от нас. Такое понимание материи отграничивает научный, материалистический взгляд на нее от точки зрения объективных идеалистов. Ленинское определение материи направлено и против дуалистической трактовки соотношения души и тела как двух параллельных, не связанных друг с другом субстанций. Лишены смысла попытки современных теологов совместить понятие материи с религией. Если в XVIII веке епископ Беркли, утверждая, что материя - ничто, призывал изгнать само понятие материи из науки, так как из него вырастают материализм и атеизм, то в наши дни некоторые богословы любят подчеркивать единство духа и материи.  [6]

Правда, в метафизическом ( механистическом) материализме Нового времени в основе понимания материи чаще всего лежало не понятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизмененных свойств, общих для всех материальных предметов. В эту же эпоху в материалистической философии возникает и иная тенденция в понимании материи. Спинозы материя представляет собой весь материальный мир в целом. В противоположность идеализму и дуализму, Спиноза считал, что реально существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя.  [7]

Платон есть говорящий по-аттически Моисей. Это понимание материи как неопределенной текучей и зависимой от умств.  [8]

В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Гольбах, К. А. Гельвеции и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств.  [9]

Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое физикалистское ( сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.  [10]

Обобщив достижения науки, философии и обществ, практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве ее онтологической и гносеологич. Ленин писал, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания ( там же, с. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них ( там же, с. Такое понимание материи не связано ни с каким конкретным, исторически преходящим и постоянно углубляющимся пониманием строения материи и различных форм ее движения и развития.  [11]

В отличие от большинства современных ему ученых Энгельс защищает и развивает мысль о сложности атомов: Атомы отнюдь не являются чем-то простым, не являются вообще мельчайшими известными нам частицами вещества ( там же, стр. Энгельс гениально предвидел существование частиц, являющихся аналогами математических бесконечно малых величин различных порядков. Современное учение о строении материи подтвердило и продолжает подтверждать взгляды Энгельса относительно сложности атома и его неисчерпаемости. Точно так же, развивая понимание материи как единства притяжения и отталкивания, Энгельс указал на принципиальную возможность существования такого вида материи, которая - говоря языком современной физики - не имеет массы покоя, что и подтвердили открытия XX века.  [12]

Лоренц решил эту задачу и показал, что электронная теория не только приводит к уравнениям Максвелла в простейшем случае, но, более того, объясняет многочисленные факты, непостижимые для описательной теории или объяснимые в ней лишь с помощью искусственных гипотез. Эти факты, что очень важно, охватывают и более тонкие явления оптики, цветовой дисперсии, магнитного вращения плоскости поляризации ( стр. Мы не будем далее углубляться в эту обширную и математически сложную теорию, но ограничимся вопросом, имеющим для нас фундаментальный интерес: какую роль играет эфир в этом понимании материи.  [13]

Велер перевел на немецкий язык и издал в Германии первый том книги Я. Гегеля, который на страницах своей книги Наука логики резко напал на Я. Атом на самом деле сам представляет собой мысль, и понимание материи, как состоящей из атомов, есть...  [14]



Страницы:      1