Cтраница 1
Понимание государства у Гуго Грация ( О праве войны и мира... Голландский мыслитель здесь в основном следует Аристотелю и Цицерону. [1]
Спенсер считает, что не существует единого понимания государства, поскольку этот социальный институт находится в постоянном развитии. [2]
В структуре личности ищется ключ к пониманию государства, а в характеристике государства усматриваются какие-то типичные черты политической личности. В целом интересы общества ( государства) доминируют над интересами личности. В философии Платона складывается политизированный образ культуры, в которой часть ( личность) подчиняется целому ( государству), ценности человека всецело определяются его служением обществу и государству, разумное управление государством рассматривается как проявление высшей добродетели. [3]
С точки зрения своей психологической теории Л.И. Петражицкий указывает на неточность господствующего понимания государства и государственной власти. [4]
Из антинаучного, идеалистического понимания развития человеческого общества как развития разумного процесса происходит и лассальянское понимание государства как внеклассовой организации, направляющей борьбу с природой, с нищетой, невежеством. [5]
Марксистская типизация государства и права принципиально отличается, с одной стороны, от буржуазной, так называемой исторической, типизации, берущей по видимости за основу реальные государства и правовые системы, но фактически субъективистски интерпретируемые ею, с другой стороны, от буржуазной эмпирической типизации, имеющей два главных направления - социологическое ( субъективистское и идеалистическое понимание государства и права) и юридическое, осуществляющее типизацию по тем или иным формально-юридическим признакам государства и права. [6]
Эпохой называется такой крупный период в истори-ческом развитии, в котором существуют как типичные, так и нетипичные явления, общественные отношения и институты, как передовые, так и отсталые государства и их правовые системы. Поскольку понимание государства и права опирается на диалектико-материалистическую концепцию развития, постольку разграничительные линии типизации не являются застывшими. История и современность знают множество таких политических и правовых явлений промежуточного характера, которые почти не поддаются или очень трудно поддаются типизации. [7]
Нравственная философия ( 1897) развивает понимание государства с нравственной точки зрения. [8]
Подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество... Он сформулировал свое и Энгельса понимание буржуазного государства как политической верхушки буржуазного общества, тем самым очень близко подойдя к пониманию государства как политической надстройки над экономическим базисом. [9]
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что чЬрез всю лекцию проходит одна руководящая основная нить, которой Владимир Ильич советует держаться и слушателям, - это понятие деления общества на классы с изменением форм классового господства в процессе исторического развития общества. Ленин многократно в разных вариантах в связи с развитием темы напоминает слушателям об этом основном исходном положении, позволяющем марксистски правильно подойти к пониманию государства. [10]
Отметая исторические пророчества Маркса о неизбежной гибели капитализма и пришествии коммунизма, Поппер делает вывод о том, что Маркс дал непревзойденный социологический анализ той стадии развития промышленного производства, с которой он имел дело. Эту стадию Поппер называет системой неограниченного законодательного капитализма. Следствием понимания государства только как части механизма, при помощи которого правящий класс ведет свою борьбу ( а именно так формулирует Марксову концепцию государства Поппер), является то, что вся политика, все правовые институты не имеют первостепенного значения в обществе. Этот вывод обусловлен опять же той конкретной ситуацией, в которой жил и творил Маркс: в годы наиболее жестокой и бесстыдной эксплуатации. [11]