Понятие - долг - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если третье лезвие бреет еще чище, то зачем нужны первые два? Законы Мерфи (еще...)

Понятие - долг

Cтраница 1


Понятие долга, обязанности, необходимости, вынужденнности совершения действия в английском языке выражаются рядом следующих глаголов.  [1]

Понятие долга в протестантской этике абстрактно, не конкретизируется и трактуется широко, как общая необходимость трудиться: Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней... Пустым, а иногда даже вредным занятием считается поэтому и созерцание, во всяком случае тогда, когда оно осуществляется в ущерб профессиональной деятельности. В рамках этой абстрактной необходимости каждый реализует свое призвание доступными ему средствами: капиталом и предпринимательской деятельностью или своей рабочей силой, непосредственным физическим трудом.  [2]

Отсюда, собственно, выводится контовское понятие долга, не уравновешиваемого никакими правами.  [3]

Этим и обусловлены свойственные Реформации понятия долга и призвания. Любопытно, что в немецком языке - языке Реформации - слово Beruf употребляется одновременно для обозначения трех достаточно различных понятий: долг, призвание и профессия.  [4]

Деонтологические теории используют анализ, основанный на понятии долга: действия являются правильными или неправильными сами по себе, независимо от своих последствий, просто по своей природе или потому, что они соответствуют или не соответствуют формальному принципу. Иудейско-христианская мораль, например, представляет свод нравственных правил в Десяти заповедях. Телеологические теории, наоборот, утверждают, что действие правильно, если его последствия хороши, поэтому такой подход часто называется консеквенциальным. В соответствии с утилитаристскими теориями, например, действие считается правильным, если оно приносит как можно большее благо как можно большему количеству людей.  [5]

Требования моральных принципов имеют в виду следование общим нормам и принципам поведения. Нравственные принципы предполагают доброжелательное отношение к окружающим, бережное - к среде обитания, формируют понятие долга и заботы о беспомощных членах общества и окружающей среде. Наличие у людей этих качеств, предполагает, что перед нами общество, обладающее определенной культурой поведения, необходимой в процессе общественного производства, и дает возможность будущим поколениям людей получить более гармонизированный, более рационально устроенный мир взаимопонимания и доброжелательности.  [6]

Этика, однако, идет по противоположному пути. Ей нельзя исходить из целей, которые может ставить себе человек, и сообразно этому распоряжаться максимами, которые он должен принять, т.е. долгом, ведь [ иначе ] это было бы эмпирическими основаниями максимы, которые не дают понятия долга, так как оно ( категорическое долженствование) имеет свои корни только в чистом разуме; точно так же если взять максимы согласно указанным целям ( которые все корыстны), то, собственно, и речи не может быть о каком-либо понятии долга.  [7]

Этика, однако, идет по противоположному пути. Ей нельзя исходить из целей, которые может ставить себе человек, и сообразно этому распоряжаться максимами, которые он должен принять, т.е. долгом, ведь [ иначе ] это было бы эмпирическими основаниями максимы, которые не дают понятия долга, так как оно ( категорическое долженствование) имеет свои корни только в чистом разуме; точно так же если взять максимы согласно указанным целям ( которые все корыстны), то, собственно, и речи не может быть о каком-либо понятии долга.  [8]

Человек сам организует свою жизнь, благодаря чему достигает этического совершенства и благополучия. Он сам принимает решение, осмысливает его, сопоставляет. Главное во взаимоотношении с Богом - этическое воздаяние, главный регулятивный механизм религии: через этические, признаваемые каждым как божественные, священные требования личностно регулировать социальное поведение каждого, регулировать посредством совести, понятий долга, чести, ответственности.  [9]

Этот внутренний нравственный закон обозначается им как категорический императив. Соответственно нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. Максима благоволения ( практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом ( все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя. Конкретизируя понятие долга перед самим собой, Кант выделяет такие обязанности, как самосохранение, развитие своих естественных сил ( духовных, душевных и телесных), увеличение своего морального совершенства. Началом всякой человеческой мудрости Кант называет моральное самопознание, которое формирует беспристрастность в суждениях о самом себе при сравнении с законом и искренность в признании себе своего морального достоинства или недостойности ( там же. С долгом соотносится внутреннее моральное чувство людей, без которого человек ничем не отличался бы от животных. И наконец, еще одним врожденным свойством человека является совесть, которая выступает как своеобразный практический разум, с помощью которого человек осуждает или оправдывает поступки других людей и самого себя.  [10]



Страницы:      1