Cтраница 1
Понятие аномии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку. [1]
Понятие аномии, таким образом, получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку. [2]
Мертон модифицировал понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа. Согласно этим положениям, люди, работающие действительно интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста. Те, кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение продвинуться любыми средствами, законными или незаконными. [3]
В своей трактовке Мертон использует понятие аномии в основном для анализа социальных отклонений. Важным моментом в его исследовании является анализ расхождения между культурными целями и институциональными средствами их достижения. [4]
В своем труде Самоубийство Дюркгейм ввел понятие аномии, которое стало одним из основных понятий современной социологии и используется для анализа различных социальных механизмов без обязательной связи с самоубийством. Изучение определенного социального феномена - самоубийства - - привело к изобретению понятия аномии, которое позволяет анализировать различные феномены и часто с гораздо большим охватом. [5]
Дюрктейм развивал понятие аномии в связи с тезисом, что в современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Аномия возникает, когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения. [6]
Иллюстрация отчуждения ( по Р. Блаунеру. [7] |
Второй подход к проблеме негативных последствий фабричной системы ( которые во многом были перенесены На современные организации) связан с понятием аномия. В дальнейшем понятие аномии развивалось вместе с развитием теории организаций, и до настоящего времени оно весьма широко используется для обозначения негативных процессов в поведении членов организаций. [8]
Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие отчуждение применяется значительно реже, чем понятие аномии, и включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция [ 217, с. Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества. [9]
Тем не менее и здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социолога. Это относится, в частности, к его понятию аномии, о котором шла речь выше. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды их истории; в этом смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в настоящее время и наше общество. [10]
В своем труде Самоубийство Дюркгейм ввел понятие аномии, которое стало одним из основных понятий современной социологии и используется для анализа различных социальных механизмов без обязательной связи с самоубийством. Изучение определенного социального феномена - самоубийства - - привело к изобретению понятия аномии, которое позволяет анализировать различные феномены и часто с гораздо большим охватом. [11]
Парсонсом в 1961 г., служит хорошей иллюстрацией того, как его теория интерпретирует изменения и конфликты внутри общества. Он считает причиной возникновения молодежных проблем масштабные исторические изменения, произошедшие в XX веке. Поведение молодежи рассматривается в свете понятия аномии ( anomie) - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого объявляется парадоксальность американской системы ценностей. Центральное место в этой системе занимают ценности личного успеха и его достижения, следование которым усиливает структурную дифференциацию общества, что делает неопределенными ценности более низкого порядка. К тому же рост дифференцированности и сложности ограничивает возможность достижения личного успеха кооперацией и специализацией. [12]
Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, алътруистское и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных ( групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Человеческие потребности и желания, согласно Дюркгей-му, безграничны по своей природе. Возможности их удовлетворения неизбежно ограничены, и отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих человеческие аппетиты, делает индивидов несчастными и толкает их к самоубийству. Понятие аномии получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку. [13]