Cтраница 1
Понятие природы употребляется в трех смыслах: совокупности всего существующего, включая общество и человека как частей природы; объективной реальности, из которой исключается общество и человек; близком к понятию сущности, например, природа человека, природа государства. Природа как целое существует без причины и без цели, являясь причиной самой себя. Она вечна и бесконечна; обладает безграничной мощью, а тивностью и творческой силой; пронизывает общество и человека насквозь и во всех отношениях. Человек не борется с природой в прямом смысле слова, ибо подчинить природу невозможно. [1]
С понятием природы тесно связано понятие природной среды, которая рассматривается как совокупность природных и незначительно измененных деятельностью людей абиотических и биотических естественных факторов, оказывающих влияние на человека. Ее отличительными признаками являются свойства саморегуляции и самоподдержания без корректирующего воздействия человека. [2]
Таким образом, существует определенное раздвоение понятия природы - материальный мир вообще и окружающая среда, непосредственно и опосредствованно связанная с процессом производства, - которое надо учитывать при исследовании взаимодействия природы и общества, чтобы не допустить подмены понятий. [3]
Еще Кант, как подмечает Риккерт, подорвал господство понятия природы, по крайней мере в философии. [4]
Петров считал, что понятие окружающая среда складывается из понятий природы и окружающей человека среды. Под природой действующее законодательство все больше понимает природную среду в узком смысле этого слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционного развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем. В данном понимании это - естественная среда обитания человека, мало тронутая или практически неизмененная хозяйственной деятельностью человека. [5]
Поэтому понятия сущности человека и природы человека следует различать: понятие природы человека определяет, к какому миру - естественному или социальному - он принадлежит; понятие сущности человека выражает, что является специфическим для человека в отличие от остальных живых существ. Признание биосоциальной природы человека является методологическим основанием для его научного изучения, ибо в ней заложены зачатки и предпосылки добродетелей и пороков человека, положительных и отрицательных свойств его психики. [6]
Определяя соотношение природного и социального в развитии личности, следует раскрыть понятие природы человека, соотношение природного и биологического в формировании социальных качеств человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению гражданского самосознания. [7]
Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение ( величину), фигуру и движение. [8]
Заметим, что мы не дали четкого математического определения самой функции d ( t) как функции точки ( выше отмечалось, что формула (59.4) не является таким определением); это вообще невозможно сделать, так как дельта-функция является понятием другой природы. Характерным для многих задач физики является то обстоятельство, что вводимые для описания того или иного объекта функции имеют смысл лишь постольку, поскольку непосредственный физический смысл имеют некоторые интегралы от этих функций. Обобщенные функции и возникают как некоторое обобщение семейств интегралов от произведения двух функций, одна из которых фиксирована, а другая может выбираться произвольно из некоторой совокупности. [9]
Аристотель, с его установкой на однозначное употребление терминов, отказывает метафорич. Вселенной) целесообразностью самой природы; но его понятие природы остается основанным на биологических А. [10]