Cтраница 1
Понятие демократии относится к числу тех многомерных категорий социального знания, которые не поддаются однозначной трактовке, и используются в самых различных смыслах и значениях. [1]
Что включает понятие экономической демократии. [2]
Извращенному и опошленному буржуазной и ревизионистской пропагандой толкованию понятий демократии и прав человека мы противопоставляем самый полный и реальный комплекс прав и обязанностей гражданина социалистического общества. На весы истории мы кладем действительно эпохальные завоевания трудящихся, достигнутые благодаря власти рабочего класса под руководством Коммунистической партии. [3]
Те, кто считает этот конгресс, состоящий из пожилых белых, капиталистов-мужчин, демократическим, издеваются над самим понятием демократии. [4]
Эмпирический подход: абстрагировэ: ие от идеала, анализ демократии в том виде, как она существует в действительности. В соответствии с опытом уточняется, а порой и пересматривается понятие демократии и ее теория ( элитарная демократия), Но в большинстве демократических концепций эти два подхода тесно переплетаются, сочетаются с целью сближения идеала и реального демократического строя. [5]
Таким образом, стремление понять демократию не как формальное, а как реальное народовластие ставило Маркса перед необходимостью поисков такого общественного строя, при котором оно могло осуществиться. Так был сделан шаг к коммунизму, хотя в самом понятии демократии в рукописи и отразилось в определенной степени влияние антропологизма и абстрактного гуманизма Фейербаха. [6]
Мы говорим не о том антинационалистическом движении, которое имеет место в мире в данный момент, мы говорим о том упразднении национальностей, которое совершается в нашей голове при посредстве чистой мысли, при помощи фантазии за неимением фактов. Мы говорим не о действительной демократии, в объятия которой устремляется вся Европа и которая является совершенно особой демократией, отличной от всех прежних демократий; мы говорим о совсем иной демократии, представляющей собой нечто среднее между греческой, римской, американской и французской демократией, словом - о понятии демократии. Мы говорим не о вещах, принадлежащих XIX столетию, дурных и преходящих; мы говорим о категориях, которые вечны и которые существовали раньше, чем образовались горы. Словом, мы говорим не о том, о чем идет речь, а о чем-то совсем ином. [7]
Какая-либо иная демократия может существовать еще только в головах теоретических ясновидцев, которым нет дела до действительных событий, для которых не люди и обстоятельства развивают принципы, а принципы развиваются сами собой. Демократия стала пролетарским принципом, принципом масс. Пусть массы не всегда ясно представляют себе это единственно правильное значение демократии, но для всех в понятии демократии заключено, хотя бы смутное, стремление к социальному равноправию. Подсчитывая боевые силы коммунизма, можно спокойно причислить к ним демократически настроенные массы. II когда пролетарские партии различных национальностей соединяются между собой, то они с полным правом пишут на своем знамени слово демократия, ибо, за исключением таких демократов, которые в счет не идут, все европейские демократы 1840 г. являются более или менее сознательными коммунистами. [8]
По форме политического режима, т.е. по организации суверенного органа в государстве, различаются автократические и демократические государства. В автократических государствах большая часть населения не имеет никаких прав и не может влиять на развитие государственных дел. Государственным аппаратом в таких странах руководит чаще всего один человек. Напротив, при демократии как форме политического режима широкие слои граждан выбирают своих представителей в отдельные органы власти. Однако, при более точном определении понятия демократии, определении ее содержания как формы политического режима возникают и существуют различные представления об этом понятии. Согласно мнению сторонников и представителей марксистской теории общества существуют два понимания демократии. По первому - демократией является то, что называется гражданс-ко-формальным и трактует демократию как режим формального равенства, в котором каждый имеет право участвовать в принятии решений о публичных, общественных делах. Согласно этому пониманию существуют два типа демократии: непосредственная, в которой непосредственно решения принимает парламент полноправных граждан, и представительная ( посредническая), существующая тогда, когда государственными делами занимается парламент, выбираемый народом на более или менее длительный сроки. Такое понимание демократии противопоставляет демократию диктатуре и не учитывает содержание демократии политического режима. [9]
Энтузиазм, который вызвала теория Дарвина за пределами биологии, сейчас даже трудно представить. О ее влиянии на такие разделы социогуманитарного знания, как лингвистика, этнография, антропология, написано немало. Практически невозможно назвать ни одного из перечисленных выше новейших научных направлений с приставками био - и эволюцио -, прототипы которых не появились в последней трети XIX века. Дарвинизм оказал глубокое влияние на гносеологию ( особенно в трактовке природы научных понятий и научной истины) махизма, прагматизма, бергсонианства и других философских направлений, в сущности положивших начало тому, что сейчас именуется эволюционной эпистемологией. Связав понятия социализма и индивидуализма с понятиями демократии и аристократии, он выделяет четыре группы социально-политических направлений: индивидуалистически-демократическое, то есть либерализм, социалистически-демократическое, которое нашло себе выражение в марксизме, индивидуалистически-аристократическое, поборником которого является Ницше, и, наконец, то направление, представители которого называют себя социал-аристократами. Каждое из этих четырех направлений должно бороться с остальными, что и происходит. [10]
Но они имеют другие, более формальные свойства, общие с целыми числами, а последние представляют частный случай расширенного понятия числа. Подобные обобщения понятий распространены в математике. Но они имеются также и в физике. Даже в обычной жизни продолжается этот процесс расширения первоначального смысла понятия. Возьмем, например, понятие демократии, которое первоначально означало организацию управления в греческом городе, где горожане собирались на рыночной площади для обсуждения и решения своих проблем; сегодня это понятие обозначает парламентарную форму управления гигантских государств. [11]