Cтраница 2
Рассчитывая удельный вес данного компонента в общей сумме, мы тем самым достигаем более глубокого понимания, чем при рассмотрении абсолютных цифр. При процентном и индексном анализе использование электронной таблицы, такой, как Lotus 1 - 2 - 3, значительно упрощает задачу. [16]
Формула ( 7) в экономико-статистической литературе используется для характеристики полного влияния изменения структуры добычи нефти на общий средний - уровень себестоимости добычи 1 т нефти. Если в теории индексного анализа за индекс постоянного ( фиксированного) состава принять индекс, построенный при структуре отчетного периода, то, следовательно, индекс влияния структурных сдвигов должен строиться при базисных уровнях. [17]
Методы анализа могут быть самыми различными. Чаще других применяются методы группировки, индексный анализ, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализы. Эти методы будут рассмотрены ниже. [18]
Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, следовательно, дает нам более полное измерение роли каждого фактора: прямое, непосредственное его влияние на результативный признак; косвенное влияние фактора через его влияние на другие факторы; влияние всех факторов на результативный признак. Если связь между факторами несущественна, индексным анализом можно ограничиться. В противном случае его полезно дополнить корреляционно-регрессионным измерением влияния факторов, даже если они функционально связаны с результативным признаком. [19]
Однако прежде необходимо обратить внимание на некоторые правила индексного анализа. [20]
Конечно, и самые сложные индексы не в состоянии отразить все многообразие изменений ценового мира. Так, при расчете ВНП используют очень высокий уровень агрегирования ( обобщения) ряда индивидуальных уровней цен. Поэтому, допустим, отдельные случаи повышения цен при использовании макроэкономического подхода распространяются на всех участников рынков. Макроэкономический индекс, как правило, не реагирует на скрытое повышение цен ( ассортиментные сдвиги, изменение качества продукции), слабо справляется с разделением долей инфляционного и неинфляционного повышения цен. В таких случаях индексный анализ должен быть дополнен макроэкономическими экспертными оценками, чтобы картина динамики цен была завершенной. [21]
Если представить мультипликативную модель как двухфакторную, т.е. у jc, x2, то в целом по совокупности уравнение имеет вид у - ах. Он передает прямое влияние фактора х на результат у. Для нашего примера величина отработанных человеко-часов передает влияние среднечасовой выработки на объем продукции. Однако выработка влияет на результат не только непосредственно, но и через другие факторы: уровень выработки может определять численность рабочих, их долю в списочном составе, фактическую продолжительность рабочего дня. В корреляционном анализе, измеряя корреляцию между результатом и фактором, мы получаем полную меру корреляции независимо от того, как реализуется связь - непосредственно или опосредованно. В индексном анализе мы измеряем только прямое влияние изменения фактора на изменение результата. [22]
Если представить мультипликативную модель как двухфакторную, т.е. у, х2, то в целом по совокупности уравнение имеет вид у - ах. Он передает прямое влияние фактора х на результат у. Для нашего примера величина отработанных человеко-часов передает влияние среднечасовой выработки на объем продукции. Однако выработка влияет на результат не только непосредственно, но и через другие факторы: уровень выработки может определять численность рабочих, их долю в списочном составе, фактическую продолжительность рабочего дня. В корреляционном анализе, измеряя корреляцию между результатом и фактором, мы получаем полную меру корреляции независимо от того, как реализуется связь - непосредственно или опосредованно. В индексном анализе мы измеряем только прямое влияние изменения фактора на изменение результата. [23]
Еще одним спорным вопросом является допустимость применения корреляционного анализа к функционально связанным признакам. Можно ли, например, построить уравнение корреляционной зависимости размеров выручки от продажи картофеля, от объема продажи и цены. Ведь произведение объема продажи и цены равно выручке в каждом отдельном случае. Как правило, к таким жестко детерминированным связям применяют только индексный метод анализа. При индексном анализе выручки предполагается, что количество проданного картофеля и его цена независимы друг от друга, потому-то и допустима абстракция от изменения одного фактора при измерении влияния другого, как это принято в индексном методе ( см. гл. В реальности количество и цена не являются вполне независимыми друг от друга. [24]